ПЕРВАЯ РЕФОРМАТОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ
FIRST REFORMED
Программа: Мастера
Режиссер: Пол Шредер
США, 108 минут, 2017
http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40206 Проблемы современной западной постхристианской культуры и цивилизации, отторгающей свои корни и пытающейся найти новые опоры в чуждых ей других культурах, либо создать их искусственно, нашли полное отражение в исключительном по глубине фильме Пола Шредера.
Толлер, чья церковь принадлежит к одному из бесчисленных американских протестантских течений, служит в старинном (по американским, конечно, меркам) храме, на службы в который даже по воскресеньям ходит всего несколько человек. По сути это лишь сувенирная лавка, интересная лишь туристам. Он неумело скрывает свой алкоголизм, кучу личных и медицинских проблем, а его священноначальник - мордатый негр, носящий не сутану, а дорогой гражданский костюм с галстуком поверх пуза - заботится не о благочестии своём и паствы, а о том, как бы собрать взносы и большое начальство на 250-летний юбилей собора.
По сути, кроме этого юбилея дел никаких и нет. Нет прихожан, нет паствы, не совершаются таинства, не о ком возносить молитвы, некого наставлять. Собор пуст и в прямом, и в переносном смысле. Пройдёт торжество - и снова на воскресные службы будет приходить 5-7-10 человек. Маленький шанс на настоящее служение Богу даёт Толлеру молодая женщина, попросившая его поговорить с её мужем. Впрочем, Толлер уже не в том состоянии духа, чтобы спасти отчаявшегося борца за экологию (мнимая, искусственная опора, опорой, разумеется, не ставшая); он уже не может влиять на умы и души, скорее он сам легко поддаётся любому влиянию. Когда борец через пару дней стреляется в парке, его вдовушка на сносях начинает заигрывать с пастором, уговаривая его на занятия практической йогой в ходе которых с его духом происходят какие-то странные метаморфозы, также мало подходящие к христианству. Собственно на протяжении всего фильма Толлер не совершает никаких действий, поступков, не произносит каких-либо слов, не цитирует Евангелие - словом не делает ничего такого, что выдавало бы в нём христианина. Все признаки отношения к религии лишь сугубо внешние: сутана, крест на груди, в доме, на храме. Убери их - и перед нами обычный человек без веры, без убеждений, без мировоззрения. Он лишь послушно плывёт по течению жизни.
Впрочем, остатки совести у Толлера сохранились: окружающий мир, мордатый негр-начальник, мэр, губернатор, бизнесмены-спонсоры, выкупающие свои грехи подачками на юбилей церкви - его категорически не устраивают. Да и собственная жизнь тоже. Однако же способ, которым он хочет разрубить этот гордиев узел, имеет отношение скорее к радикальному исламу, но уж точно не к хритианству.
Единственный светлый человек во всём этом сборище змей, скорпионов, сколопендр и всяческих гадин - вдова эколога. Похоже, единственный верующий человек среди лицемеров, чей единственный бог Мамона. Она, сама того не зная, и спасает Толлера от последнего неверного шага.
Всё же протестантизм со всей его кучей странного рода деноминаций - это лишь сектантство.
Оценка: *****
Рекомендации: к обязательному просмотру.