Год назад я побывала на концерте группы «Кино» и написала вот этот текст. Кстати, у меня есть тг-канал про музыку
https://t.me/kocheryzhka Вчера я побывала на концерте группы «Кино», и это был удивительный опыт. Попробую о нем рассказать.
Для тех, кто в танке: музыканты группы «Кино» Каспарян, Титов и Тихомиров сделали проект, где они играют песни на сцене, а покойный Цой поет в записи. На заднике сцены в это время крутится разное видео - документальное, концертное и анимация.
Проект был шумно представлен пару лет назад, было несколько концертов. Я на них не ходила, посмотрела видосы и исполнилась скепсиса. Свое отношение я определила так: нельзя делать вид, что смерти нет, только потому что всем нам хочется на концерт «Кино». Это неуважение и к погибшему Цою, и ко всем, кто переживал и переживает эту потерю - например, к нескольким уже поколениям фанатов, которые ходят к нему на могилу. Вообще - обесценивание ради развлечения.
Но вот вчера за час до концерта подруга отдала мне билет, и оказалось, что все не так.
В общем-то иначе чем словами «чудо» или «волшебство» происходящее трудно объяснить.
Наверное, это очень качественно сделанное шоу. Но в том, как именно оно сделано и из чего состоит, разбираться не хочется - потому что меня сразу затянуло в мощнейший водоворот разнообразных энергий и эмоций, и до конца (больше двух часов, 25 песен) не отпускало.
Тут нужно сказать, что живого Цоя я не видела. В 89 году был концерт в Юбилейном (кажется, в Юбилейном), я училась в школе и не пошла, под каким-то вполне нелепым предлогом - денег нет, уроков много. Жалела натурально всю жизнь. До вчерашнего вечера.
На первой же песне - «Попробуй спеть вместе со мной» - начали бегать мурашки размером с фокс-терьера. Я поняла, что не будет никакого отрицалова смерти - это мемориальное событие, и все собравшиеся понимают его так же.
Вообще, вот это ощущение единения было, наверное, главным. То, по чему я скучала больше всего два ковидных и один военный год, и буду скучать дальше. Я просто голос в огромной толпе, чувство тут одно на всех, а я могу быть никем, раствориться в темном пространстве перед сценой.
Но я не растворилась, а наоборот - как будто появилась.
Я прыгала, плясала, вопила, пела и свистела все два часа. Пыталась что-то записывать на телефон, махнула рукой, иногда замирала, но ненадолго. Вокруг меня были сплошь незнакомые люди, я была одна в толпе и мне было абсолютно ок - не было привычного напряга и неудобства, что вот этот чувак сейчас обольет меня пивом, бухие в дугу пожилые пузатые гномы впереди оттопчут все ноги, а этот человек-гора встал прямо передо мной, а теперь новая песня, и все опять подняли над головой свои дурацкие телефоны, заслонив сцену. Даже девушка, которая громко возмущалась «как это не будет Восьмиклассницы, единственная романтическая песня, и ее не будет», скорее умиляла. А чувак рядом, который был на московском концерте накануне и знал весь порядок песен и громко его объявлял - вообще радовал.
Слеза накатили в самом неожиданном месте - на «Мы хотим танцевать». Там показывали Густава, и мультик про Густава. Я вспомнила, как видела Гурьянова однажды в гостях, и вспомнила друга ранней юности, с которым мы слушали альбом «Ночь» с пластинки у меня дома, и всегда подпевали. «Мы в 14 лет знаем все, что нам надо знать» - нам было 15, мы ни фига не знали, но были уверены, что знаем.
Я не очень понимаю, что там по музыке - насколько близко к тексту сняты партии, что убрано, что добавлено. Голос кажется слегка обработан, придано басовитой плотности. Но это неважно.
Очень хорошо и тонко сделано видео. Много красивой и простой анимации - например, на «Электричке» электричка превращается в какой-то момент в дракона, как у Миядзаки. Моменты, где Цой записан на сцене, поданы в обрамлении трансляции нынешнего концерта, от этого и правда ощущение «здесь и сейчас». Но оно никого не обманывает. Это концерт памяти - нашей памяти и нашей любви.
Песни были из разных времен - и «Башетунмай», и «Алюминиевые огурцы», «Это не любовь», «Кукушка», неожиданные «Генерал» и «Сосны на морском берегу», нелюбимые мною «Пачка сигарет» и «Звезда по имени Солнце», обожаемые «Бездельник» и «Время есть а денег нет».
И вот что оказалось самым важным именно для меня. Прошло 33 года, и оказалось, что ткань жизни, как стежками, простегана этими песнями - а песни при этом очень простые. В какой-то момент стало казаться, что позиция одиночки, воюющего со всем миром, всегда на краю, всегда без ничего и без никого - несколько устарела. Но наступил февраль 2022-го, и актуальность вернулась. Никогда с таким отчаянием не хотелось проорать в черный потолок «Перемен! Требуют! Наши! Сердца!», - в 87 году, когда вышел фильм «АССА», перемены уже вовсю происходили, и всем было ясно, что их не остановить, а сейчас до них еще надо дожить, непонятно как.
В общем, я думала про жизнь, обрамленную этими двумя концертами, вспоминала друзей, которых нет, которые далеко, и которые где-то тут в зале, или неподалеку. Это были удивительно утешающие мысли. И ощущения. И весь концерт.
В общем, видео смотреть смысла нет. Увидите афишу - идите, это правда важно, по-настоящему.
Ссылку дам на альбом «Ночь» - самый недооцененный. На той самой пластинке он заканчивался песней «Мы хотим танцевать»
https://youtu.be/Erww7TMFscU