Я для себя выделяю три вида стыда.
1. Стыд, связанный с нормами и правилами поведения в обществе, которые я нарушил, и это стало известным другому. Это стыд, связанный с застигнутостью за чем-то осуждаемым. Я напилась на вечеринке, и мне стыдно. Я пью дома, и мне не так стыдно, но в целом, тоже стыдно, так как я знаю, что это осуждается обществом. Я не свои ценностные и этические нормы нарушаю, а общественные. Этот стыд связан с тем, какая я. Он ставит под угрозу мою принадлежность обществу. Он всегда социален. Он может не быть никак связан с моим собственным этическим кодексом. Обычное следствие такого стыда - застревание в «паутине стыда»: в изоляции, одиночестве, бессилии (B. Brown, 2006, Shame Resilience Theory: A Grounded Theory Study on Women and Shame).
2. Стыд, связанный с тем, что я нарушил свой собственный этический кодекс, свои ценности, я совершил что-то, что противоречит моим этическим ценностям. Для этого не нужен свидетель. Я сам являюсь свидетелем своих поступков и сам их оцениваю.
3. Стыд, который мы разделяем с другими. Эту разновидность стыда мы испытываем, когда кто-то в нашем присутствии совершает неэтичный поступок, нарушает моральные ценности, правила поведения. Этот стыд мы чувствуем из-за того, что разделяем с другим какую-то часть идентичности и принадлежности к общей группе. Например, я могу почувствовать такой стыд, если член моей семьи или моего коммьюнити совершил неприличный, неэтичный поступок (и не замечает этого, не стыдится, не присваивает себе ответственность за поступок).
Стыд сам по себе не является негативным чувством, он всего лишь указывает на то, что была нарушена моральная /этическая/ поведенческая ценность. И здесь важно спросить: это внешняя ценность, которую я не разделяю, или это ценность, которая составляет мой собственный этический кодекс.
Если это внешняя ценность, которая не совпадает с моими внутренними ценностями, то, похоже, я нахожусь в среде, которая мне чужда. Если я нарушил свою ценность, то как я могу ее восстановить? Что я могу сделать для восстановления ценности? Например, я могу признать, что поступил не этично, был не прав, извиниться, сделать что-то еще для восстановления ценности.
Если я разделяю чей-то стыд, то важно понять, за кого я стыжусь, кто на самом деле "должен" стыдиться. Хочу ли я и дальше чувствовать принадлежность и, соответственно, разделять стыд? И могу ли я в принципе выбрать не принадлежать? Могу ли я «отдать» стыд? Или я вынуждена разделять его как часть общего бремени, например, своей семьи?
И здесь возникает вопрос ответственности. Разделяю ли я какую-то ответственность в этой связи? Ответственность не подразумевает посыпания головы пеплом, объявления себя плохим и не достойным. Ответственность отвечает на вопрос: являюсь ли я тем, кто может/хочет восстановить ценность. Является ли моя принадлежность/идентичность достаточно важной, чтобы разделить с членами группы ответственность за нарушение ценности?