По дороге с ветром: день 23-26, Бийск-Горно-Алтайск

May 05, 2016 10:21


Ночер под Бийском, слабый свет от заправки, холод. Над головой - алтайские звезды и какая-то невероятная огромная луна, вокруг - туман и мрак, оплотов цивилизации не обнаружено, так проходит 2 часа. Дорогу перебегает собака. «Смотри, какая большая собака», - говорю я. «Хорошо, если собака…» - констатирует Сэмар с видом бывалого. «А кто?» - «Волк. Мы среди леса стоим, добро пожаловать на Алтай». О том, что в этих краях волки не водятся, нам рассказали куда позже, а пока все машины проносятся мимо, под кустом обжимается какая-то парочка, у меня заканчиваются запасы теплых шмоток, а заодно - остатки оптимизма. Перспектива стоять тут до рассвета ввергает в панику…и тут нам становится автобус. Который по дороге заезжает на кладбище погибших машин: заброшенная стоянка с кучей сломанных, разобранных, сгоревших бусов. В салоне четыре человека, включая нас. Водитель следует за мигнувшей ему машиной, берет нож, лезет под один из сломанных автобусов, не то кладет туда что-то, не то берет…в это время я разрываюсь между мыслями, кто знает о том, где именно я сейчас (никто), всеми кул-стори, что я слышала про Алтай, и попытками вспомнить, в каком кармане рюкзака лежит нож. Обошлось, контрабандист мирный попался - но перетряхнуло нас знатно. Долбаный Хан Соло.




Тем не менее, этот Хан Соло подвозит нас до нужного дома, и посреди ночи мы вваливаемся к девушке Диане. Какое счастье вписываться у коллег-автостопщиков, которые хорошо знают, что именно тебе нужно с дороги!
Следующий день проходит за поглощением благ цивилизации: сидим дома, гладим кошку, наблюдаем горы и ливень за окном, работаем, пьем чай и болтаем с ребятами. Диана работает гидом и конным инструктором, так что беседы увлекательны: мы узнаем, что Алтайский край и Республика Горный Алтай - разные вещи (точнее, субъекты федерации), что тут живут русские и алтайцы, которые не всегда адаптируются к современным реалиям городской жизни. Часть из них учит русский (хотя многие вывески и надписи дублируются по-алтайски) и живет плюс-минус привычным нам бытом, часть гнездится в горах, следует традициям предков, справляет национальные обряды, не говорит по-русски и славится агрессивностью и любовью к алкоголю. Вообще, национальный вопрос стоит тут довольно остро. Узнаем и про скифские захоронения, и про Укокскую принцессу, и о современных псевдо-шаманах и шаманах, и о населяющих эти земли народностях.




Выползаем погулять и за покупками: Горно-Алтайск довольно провинциальный, зато очень чистый: в городе есть источник, но воду можно пить и прямо из-под крана, а просто окружающие улицы горы сводят с ума. Взбираемся по склону: с непривычки это непросто, но усилия вознаграждаются. Не столько даже панорамой города, сколько упоительным запахом хвои, земли и зелени, и похожими на капища местами, и молодой травой, гибкими березками, непривычно огромными и непривычно желтыми подснежниками, и разноцветными камнями, похожими на коллекцию минералов, которую в детстве приносила мне мама. Сидим на склоне, пьем чай из термоса. На вершине встречаем местного фотографа: он делает нам памятный кадр и рассказывает об окружающих красотах.



Гуляем по парку вдоль горной реки, заходим в красивую деревянную церковь: она стилизована под старорусскую, но от Дианы узнаем, что построила ее совсем недавно пара меценатов, приехавших в Горный. В фито-аптеке можно купить все, от крема из вытяжки из камня до мази из лосиных рогов.



Диана готовит не только чудесный кофе, но и традиционную алтайскую еду: обжаренная ячка заливается зеленым чаем с молоком, солью и специями. Получается такой себе напиток-каша, специфично, но сытно и любопытно попробовать.
Наслушавшись рассказов про монгольскую глушь и отсутствие еды, окромя мяса и молочки, запасаемся едой и всякими важными мелочами и солнечным утром отправляемся в путь - на этот раз напрямую на Монголию.

Россия, трасса, города

Previous post Next post
Up