Думаю, каждому из нас достаточно ясна та роль, которую играет сказка в жизни ребёнка. Сказка - первейшее средство обучения маленького человека, она помогает ему объяснить себе мир, усвоить важнейшие представления о добре и зле, дружбе и вражде, правильном и неправильном. Она даёт первые образцы для подражания, формирует первые представления о герое и героическом поступке. Сказка подготавливает ребёнка к вхождению во взрослый мир, формируя определённые модели взаимодействия с окружающими.
То, что эти функции сказки - бесспорны, видно хотя бы по тому, с каким упорством сегодня определённые заинтересованные круги пытаются «реформировать» сказку. Всё чаще мы можем наблюдать, как под видом сказки для детского чтения родителю настоятельно рекомендуют вот
такое. Или
такое. Или даже
такое.
Несложно себе представить, какие люди будут сформированы такими «сказками». Нетрудно понять, что ожидает общество, состоящее из таких людей.
Однако, сказка - это не просто учебное пособие, не только один из элементов дошкольного образования. Сказка сообщает ребёнку нечто гораздо более сложное и важное, однако доступное ему, т.к. передаёт его в понятной для ребёнка форме. Что же?
Для понимания этого нужно сначала понять - что же такое сказка? Мы привыкли к сказке, считаем её чем-то очень древним, чем-то, что сопровождало человечество, чуть ли не с самого его рождения. Однако сказка, как художественный жанр, явление пусть и старое, но не древнейшее. В истории человечества были этапы, на которых сказки не существовало.
Изначально, человек совершенно по-другому представлял себе Вселенную. Из-за того, что знаний о природе у человека на ранних стадиях его развития было крайне мало, а объяснить себе окружающий мир он желал не меньше нашего, он находил природным явлениям своеобразное объяснение, которое выражалось в создании мифов. Именно из этих мифов, которые сопровождали человека во всех его делах (от рождения до смерти) и происходит сказка.
Принципиальное отличие мифов от сказки в том, что события, персонажи мифов для человека, рассказывающего и слушающего их, - реальны. Реальны так же, как реальны явления природы, которые они объясняют. В этом своеобразие мышления древнего человека. Такое сознание часто называют мифологическим, такое мышление - первобытным. Оно очень сходно с сознанием и мышлением ребёнка. Возможно, именно поэтому сказка так близка и понятна маленькому человеку.
Роль и культурное значение мифов были очень велики. Один из исследователей первобытного менталитета -
Люсьен Леви-Брюль так описывал значение мифа для американских индейцев:
«Мифы составляют, говоря буквально, наиболее драгоценное сокровище племени. Они относятся к самой сердцевине того, что племя почитает как святыню. Наиболее важные мифы известны лишь старикам, которые ретиво оберегают их тайну… Старые хранители этих тайных знаний сидят в селении, немы, как сфинксы, и решают, в какой мере они могут, не навлекая опасности, доверить знания предков молодому поколению и в какой именно момент эта передача тайн может оказаться наиболее плодотворной…»
В сознании этих людей, миф имеет производственные и социальные функции, он составляет основу жизни не только отдельного человека, но и всего племени. Лишившись мифов, племя не смогло бы существовать. Так, без должного мифа невозможно было, по представлениям индейца, не только упокоить мёртвого, но и научить юношу охотиться или воевать. Каким бы ни было оружие, какую воинскую или охотничью тактику не избери - всё это бесполезно, если не совершены должные обряды, сопровождаемые необходимыми плясками, песнями, мифами. Это - особенность первобытного мышления.
Со временем, мифы утратили практические функции в жизни общества. Они были вытеснены естественными причинами (эволюция форм общественной жизни, появление новых видов хозяйственной деятельности, форм собственности) или внешними воздействиями (так, уже упомянутые американские индейцы вынужденно отказывались от свойственных им верований под влиянием европейской колонизации).
Несмотря на это, память об их важной роли осталась в сознании человека. Их продолжали передавать из уст в уста, часто забывая их первоначальное значение, однако сохраняя представление о необходимости передавать из поколения в поколение свои святыни, что-то такое, без чего невозможно выживание некоторой общности людей, что-то, что составляет некое нематериальное достояние племени, народа, нации.
Именно это и составляет то сложное и важное, что получает ребёнок, слушая сказку. Сказка сообщает ему дух его предков, их голоса звучат в старых мотивах. Слушая народную сказку человек, будь то ребёнок или взрослый, подключается к энергетике своего рода, наследует те святыни, без которых его предки не мыслили свою жизнь. Только так - в связи со своими истоками, помня заветы своих предков и их древние святыни, может формироваться здоровый, плодотворный член общества. Только стоя на крепком фундаменте своего прошлого, может человек строить будущее, а иначе он будет стёрт с лица Земли и память о нём исчезнет, будто его никогда и не было.
(Основано на книге В.Я. Проппа
"Исторические корни волшебной сказки")