Город Брашов является одним из наиболее посещаемых туристами в Трансильвании мест. Город расположен у подножья «подковы» Карпат, с ее внутренней стороны. Брашов является одним из семи городов на территории современной Румынии, основанный в средневековье «немецкими (а точнее саксонскими) колонистами». С краткой исторической справкой и основными сведениями о городе можно ознакомиться
вот здесь. Ниже же описание о том, что представляет собой город сегодня и какое впечатление производит.
Информация о населении Брашова в разных источниках по каким-то причинам отличается. Где-то можно встретить информацию о том, что население Брашова около 280 тысяч жителей, где-то за 300 тысяч, попадаются источники, которые упоминают Брашов, как второй после Бухареста по населению город в Румынии. По ощущениям во время пребывания вторым городом в стране по населению и инфраструктуре Брашов явно не тянет, но в качестве туристического центра Румынии город скорее даже первый.
Застройку Брашова можно условно разделить на четыре зоны:
Исторический центр - часть города, находящаяся непосредственно под горой Тампа (высота около 1000 метров над у.м.) , ограниченная с трех сторон сохранившимися городскими стенами и с застройкой двух - трехэтажными домами с черепичными крышами и основными достопримечательностями города - зданием ратуши, Черной Церковью, сторожевыми башнями;
Застройка 19-го - начала 20-го вв., расположенная к северу и юго-западу от исторического центра. Состоит из небольших двух -трехэтажных домов (менее представительных, чем в историческом центре) и частных домов коттеджного типа;
Застройка второй половины 20-го века, преимущественно 70-х - 80-х гг. По большей части это многоквартирные дома от 5-ти до 9-ти этажей. Встречаются и более высокие. Основной цвет - серый. Фасады требуют косметического ремонта, но не очень сильно. По сравнению со многими многоквартирными домами в Бухаресте Брашов многоквартирные дома менее нуждаются в косметическом ремонте интерьера. Текущего строительства в больших размерах в Брашове не видно. (Кроме вновь открытых и строящихся торговых центров). В жилых районах с многоквартирной застройкой делать гостям города в общем-то нечего - эти районы полностью одинаковые и ничего стоящего осмотра в них нет;
Торговые площади и промзоны. По окраине города расположены торговые центры, такие как «Метро» и т.п. В самом городе и по окраинам имеются территории, на которых расположены промышленные предприятия.
С понятием центр города в Брашове есть небольшая путаница. Вроде бы центром города в привычном понимании должная является историческая часть. «Орган» городского управления - «Примэрия» - расположена в Брашове около исторического центра. Однако сами жители Брашова в лице таксистов, официантов в кафе и т.п. в качестве центра города считают район железнодорожного вокзала. То есть, если таксиста попросить отвезти в центр, то он привезет в район вокзала. С чем связано такое понятие центра не очень понятно - ну да, дома в районе вокзала повыше, есть пару торговых центров, но нет никаких административных зданий, да и вообще никаких атрибутов, присущих центрам городов.
Железнодорожный вокзал в Брашове совмещен с автовокзалом Автогара-1 и расположен довольно далеко по масштабам города от исторического центра - примерно в трех километрах. Такое расположение, скорее всего, объясняется тем, что исторический центр расположен непосредственно под склонами Карпат, под горой Тампа, а вокзал находится в равнинной части города. Провести железнодорожную линию ближе к историческому центру рельеф местности, вероятно, не позволял.
Железнодорожный вокзал в Брашове
Около железнодорожного вокзала находится несколько стоянок такси и конечные многих автобусных маршрутов. В квартале от железнодорожного вокзала проходит троллейбусная линия. Троллейбус был в городе замечен несколько раз. По-видимому, троллейбусных маршрутов в городе мало. Ни около исторического центра, ни к северу от него, около пригородного автовокзала Автогара-2 троллейбуса замечено не было. Автобусные маршруты организованы в городе хорошо и разобраться в них гостям города легко. На каждой остановке имеется расписание и схемы движения маршрутов. Наличие расписание не очень актуально - с 6 утра до 23 часов вечера автобусы ходят достаточно регулярно, около четырех - пяти раз в час. Время прохода автобусов расписанию всегда соответствует.
От железнодорожного вокзала до исторического центра можно доехать на автобусе №4. Он приезжает к крупной конечной остановке нескольких маршрутов «Livada Postei». От этой остановки в любую точка исторического центра находится в пешеходной досягаемости. Стоимость проезда в городском транспорте 1,5 RON (примерно 15 RUB). Зайцем лучше не ездить (эксперименты ставились), дорогие штрафы (45 RON ~ 450 RUB) , вероятность попасть на контролеров очень велика. Билеты продаются в специальных киосках и автоматах на каждой остановке.
Около остановки «Livada Postei»
Исторический центр представляет собой условную трапецию, лежащую между горой Тампа и противоположенным от горы холмом. Выглядит эта условная трапеция примерно
вот так. Размеры трапеции исторического центра небольшие: меньшее основание - около 150 метров, большее около 900 метров, боковые стороны примерно по километру. На боковых сторонах полностью сохранились городские стены, на меньшем основании городские стены сохранились частично, на большем основании городских стен нет. Между «основаниями трапеции» проходят три улицы, по которым есть автомобильное движение. По почти всем остальным улицам исторического центра (за исключением двух улиц) проехать на машине можно, но фактически движения никакого нет, по факту они почти пешеходные. Две улицы по которым в историческом центре проехать нельзя : 1) Улица Республики (Strada Republici) (от городской ратуши до Примэрии ( «Примэрия» в Румынии - это что-то вроде горсовета/префектуры/мэрии, в общем, «орган» городской власти)) - так как она пешеходная; 2) Strada Storii, позиционируемая как одна из самых узких улиц Европы. Вдоль городских стен, с наружной стороны, расположены пешеходные зоны для прогулок.
Удобнее всего начать осмотр исторической части города со стороны «меньшего основания трапеции » исторического центра. В этой части расположены несколько городских ворот.
Первые - Ворота «Скей», названы так по одноименному району , примыкающему к историческому центру с юго-запада. Через эти ворота проходит улица с автомобильным движением. Более интересные городские ворота - ворота Екатерины, находятся немного левее. В путеводителях декларируется, что это ворота второй половины 16-го века, хотя, больше, похоже, что они просто воссозданные по первоначальным описаниям (слишком уж хорошо и ново выглядят для средневековых фортификационных сооружений). Через ворота Екатерины сейчас нет въезда в исторический центр, а только пешеходный проход, пройдя через который оказываешься в одном из дворов между домами.
Ворота Скей
Ворота Екатерины
Если пройти вдоль крепостной стены от Ворот Скей, в сторону горы Тымпа, слева будет бастион Ткачей, лучше всего сохранившаяся часть старых укреплений (датируется 15-м веком). Башни и бастионы в городах Трансильвании, основанных саксонскими колонистами, часто именуются по названию торговых гильдий. Именование башен или бастионов по названию торговых гильдий говорит о том, что в средние века в данных фортификационных сооружениях во время нападения на город врагов государства (применительно к средневековой Трансильвании это в основном турки) собирались для укрытия и обороны от нападений на город представители той или иной гильдии. Сейчас внутри бастиона находится исторический музей, в котором собрано оружие с городских стен, исторические документы и макеты.
Бастион Ткачей
Между Воротами Скей и Бастионом Ткачей внутри городских стен расположен стадион с теннисным клубом.
Стадион с теннисным клубом в историческом центре Брашова
Если двигаться внутрь исторического центра по улице Porta Shchei от ворот Скей то метров через 50 от ворот справа будет красивое здание Брашовской Городской Синагоги. На воротах синагоги Брашова есть табличка, что Брашовская еврейская община состоит из примерно двухсот человек. То есть минее одного процента населения. В конце 19-го - начале 20-го века еврейское население Румынии были многочисленным. Встречались города, где более половины жителей была представлена еврейским населением. Мировое войны, Антонеску, обнищание страны при социализме способствовало тому, что еврейского население в Румынии почти не осталось. Доли процента, как в Брашове - это еще много по сравнению с остальными городами. От румынских евреев остались только красивые синагоги в городах, да многочисленные группы Израильских туристов. Групп израильских туристов в Трансильвании было встречено много. Скорее всего, эти группы состоят из тех, кто либо родился на территории современной Румынии, либо чьи родители/деды были выходцами из Трансильвании, Молдавии или Валахии.
Городская синагога в Брашове
В нескольких домах от синагоги направо от улицы Porta Shchei уходит самая узкая улица города Strada Storii. Где-то в интернете можно найти упоминания о том, что это самая узкая улица в Европе - это не так, есть улицы и поуже. Strada Storii - просто самая узкая улица в Брашове. Построена она была для какого-то ремесленного тех.процесса, в котором нужна была именно узкая улица.
Strada Storii
Если свернуть не на «самую улицу города», а направо, то попадаешь к фасаду архитектурного символа и доминанты исторического центра Брашова - Черной церкви.
Черная церковь является самой большой архитектурной постройкой в готическом стиле в Юго-восточной Европе. Построена она саксонцами в 14-15 вв. Современное названия «Черная» сооружение получило в 17-м веке, после пожара. В Черной церкви имеется орган, ежедневно проводятся органные концерты. Черная церковь - вообще является архитектурной доминантой исторической части Брашова, она видна практически отовсюду - как внутри исторической части города, так и сверху - с горы Тампа и со смотровых площадок Черной и Белой башен.
Более подробно о
Черной Церкви здесь.
Сфотографировать Черную церковь, находясь перед ее фасадом нет возможности - здание слишком высокое, а отойти некуда - вокруг дома. В связи с этим здание фотографируют из других мест города - со смотровой площадки Черной Башни и с горы Тампа.
Черная церковь - вид от фасада снизу
Обогнув Черную Церковь можно выйти на пл.Сфатулии (также ее иногда называют старым названием - Рыночная площадь). По бокам площадь окружают двух - трехэтажные дома с высокими чердаками большими подвалами (вероятно размеры чердаков и подвалов закладывались большими при строительстве с целью хранить товары , которые планировалось продавать на Рыночной площади). В центре площади находится здание городской ратуши. Высота ратуши примерно 50 метров. Сейчас в здании ратуши размещается музей истории Брашова. С юго-запада площади видна тыльная сторона Черной Церкви. В домах, расположенных на площади, много кафе и ресторанов - от фастфудов до дорогих ресторанов. Большинство кафе имеет «летние веранды» - столики на площади.
Пл. Сфатулии и городская ратуша
В исторической части Брашова есть и широкая целиком пешеходная улица - Stradа Repubicii. Ведет она от площади, на которой находится ратуша до Примэрии. На Stradа Repubicii много кафе , как уличных, так и внутри домов, магазинов , бутиков и т.п. В общем стандартный «Арбат». По улицам исторического центра Брашова интересно побродить около часа, посмотреть на дома. Пространство вроде бы не такое большое, одинаковых домов вроде бы нет.
Улицы и дома исторического центра Брашова
К Югу к исторического центра за городской стеной находится пешеходная аллея для прогулок вдоль городской стены (по-румынски, да и, наверное, в остальных латинских языках аллея для прогулок называется «Promenada») и гора Тампа. Как называется Promenada c южной стороны исторического центра не запомнил, да и не суть важно. Выйти на эту прогулочную аллею можно через проход в стене от улицы Strada Castelului.
Район Примэрии
Вид на Брашов от южной городской стены
Чуть выше прогулочной аллеи находится нижняя станция телекабины (канатной дороги), ведущей от исторического центра Брашова на гору Тампа. Высота горы Тампа - чуть ниже 1000 метров над у.м. Однако подъем на телекабине не очень большой - всего на высоту около 400 метров, так как сам исторический центр Брашова находится на высоте примерно 600 метров над у.м. Подъем длится несколько минут, стоимость 13 RON (около 130 рублей).
Нижняя станция телекабины в Брашове
Линия канатной дороги на гору Тампа
Верхняя станция телекабины находится на склоне горы Тампа, но не на вершине. Около верхней станции никакой смотровой площадки нет, есть только кафе. Смотровых площадок в районе верхней станции телекабины несколько, расположены они западнее и до них надо немного пройти (везде имеются указатели). Первая смотровая площадка находится около надписи большими белыми буквами в несколько человеческих ростов «Brasov». Это надпись сделана в стиле голливудской, ночью просвечивается прожекторами. Надпись видна из многих точек города, на подъезде к Брашову по железным и автомобильным дорогам задолго до въезда в город. В историческом центре со всех улиц, идущих на юг, виден склон горы Тампа с данной надписью.
Надпись «Brasov» на склоне горы Тампа
Вид на исторический центр от надписи «Brasov»
Если пройти западнее от надписи «Brasov», то можно попасть на открытый от деревьев склон горы Тампа, где и туристов практически нет и открывается более панорамный вид, чем от «голливудской надписи» - не только на исторический центр, но и практически на весь Брашов.
Вида на Брашов и окрестности со склона горы Тампа
С северной части исторического центра городские стены сохранились, с их наружной стороны также находится прогулочная аллея. Аллея идет между городской стеной и нешироким рвом с проточной водой. После дождей и гроз вода во рву становится мутной , уровень и скорость течения поднимается. Попасть на эту прогулочную аллею можно от остановки транспорта маршрутов «Livada Postei», либо с юго-западной стороны исторического центра.
Promenada к северу от городских стен
Выше прогулочной аллеи, в парковой зоне между северной городской стеной и автодороги на Пояна-Брашов расположены фортификационные сооружения - две башни - белая и черная (цвета соответствуют). В обеих башнях находятся музеи, вход платный. Но, смысла заходить в башни нет. Отличный вид открывается и со смотровых площадок, расположенных при входе в башни. Причем, от Черной башни открывается самый лучший вид в городе на Черную церковь (так и хочется сказать «однажды в черном городе на у черной башни с видом на черную церковь…) .
Белая башня
Черная башня
Вид на Брашов от Белой башни
Вид на Брашов от Черной башни
С гостиницами в городе все хорошо - их много на любой размер наличности в кошельках или на кредитной карте. Много как в исторической части, так и в самом городе. Средняя цена трехзвездочных точек проживания (это оптимальное количество звезд на отелях в Румынии для туриста - чистые номера, санузел, душевая кабина, включенный завтрак, телевизор, холодильник, но без излишней роскоши) около 35-40 евро за двухместный номер. Вне исторического центра немного дешевле.
С питанием в Брашове также, как и с гостиницами, все хорошо - в историческом центре много кафе, ресторанов, фастфудов, столовых. Большинство точек питания имеет летние веранды (столики с навесами на улицах). Рестораторы и не страдают излишней скромностью - на всех навесах летних веранд имеется надпись «Probably Brasov - best city in the World». Если задача именно поесть, а не посидеть -поговорить не спешна и отдохнуть, то это лучше делать в столовых - качество еды тоже , что и в кафе-ресторанах, но трапеза отнимает существенно меньше времени в связи с самообслуживанием и цена меньше. Стоимость плотного обеда в столовой в пересчете на рубли - около 150-180 рублей, в кафе - около 300-400 рублей.
В исторической части Брашова хорошо находится в любую погоду (кроме дождя) - как в солнечную, так и в пасмурную. В пасмурную погоду, особенно при низкой облачности исторический центр Брашова очень красив (к сожалению, не удалось сделать фотографии при низкой облачности, хотя наблюдать ее пришлось) - с горы Тампа спускаются облака и как будто задевают верхушку Черной церкви. Город приобретает , как будто, мистический, околдованный вид.
Брашов очень понравился. Город очень красивый и если совершать поездку по Трансильвании, то для точки постоянной дислокации он подходит почти идеально (почти, так он все-таки не в центре Трансильвании и до ряда мест от него далековато). Да и в самом Брашове найдется, что делать в течение двух-трех дней.
<