Жан Батист Люлли "Атис"

Dec 10, 2018 15:54


image Click to view


Невероятный культурный подъём во Франции второй половины XVII века породил собственную эстетику, которую принято выделять из общего направления барокко, царившего во всей южной Европе. Сейчас мы называем её "французский классицизм". Это совсем не тот классицизм, что царил в конце XVIII и начале XIX веков. Классицизм при дворе Людовика XIV - это безусловное подчинение правилам, стиль благородный, лишенный сухости, стиль логики, без абстракций, стиль королевский, но человечный, человечный без вульгарности. Творчество Люлли - это живое воплощение этого культурного направления. Не мудрено, что при дворе этот композитор занимал наиболее приближённые к его величеству должности.

Опера "Атис" занимает особое место в творчестве Люлли. Однажды Людовик XIV спросил одну из дам: какая из опер ей более всего по душе. Та ответила, что это "Атис". Тогда Людовик произнёс цитату из арии Сангариды в I действии: «Мадам, Атис слишком счастлив». И действительно, эту оперу можно назвать одним из самых утончённых и трагических французских музыкальных произведений. Здесь я публикую фрагмент из сна Атиса, в котором юноша слышит песню о том, как прекрасно быть возлюбленным богини Кибелы. Впрочем, эта любовь божества в конце концов плохо закончится для избранника. Обратите внимание на всю эстетику постановки, на мой взгляд замечательный пример французского классицизма.

opera, music, xvii, video

Previous post Next post
Up