Начало боевых действий

Aug 15, 2018 16:00




Выступление сатрапа Птолемея и стратега Азии Антигона против центральной власти не было внезапным или случайным действием. Противоречия накапливались еще при Антипатре, но тот, не желая конфликта, никак не реагировал на угрожающие действия военачальников. Первым, как ни странно, нарушил сложившийся статус-кво осторожный Птолемей. В то время под его контролем уже были провинции Египет и Киренаика в Африке, но этого было недостаточно. Для защиты растущей александрийской торговли Птолемею требовался флот, который он не мог построить, опираясь только на ресурсы Египта. Дело в том, что в Африке не было леса, который мог бы стать строительным материалом для кораблей, поэтому морское могущество Египта зависело от возможностей получить доступ к этому важному стратегическому ресурсу. Зато лес находился совсем недалеко, в Ливане. Таким образом, чтобы обеспечить за собой активную возможность участия во внешней политике, Птолемей должен был включить в свои владения Сирию. Кроме необходимого количества леса, эта сатрапия имела важное стратегическое значение, находясь рядом с Малой Азией, где разворачивались наиболее важные события войн диадохов.

Управлял сатрапией Сирия Лаомедонт из Амфиполя, один из ближайших соратников Александра Македонского. Он получил её в управление еще при первом разделе Империи в Вавилоне. Во время первой войны диадохов он склонялся на сторону Пердикки, но помощи ему практически не оказывал, поэтому в Трипарадисе за ним была сохранена власть сатрапа. Теперь Птолемей предложил Лаомедонту решить дело миром: заплатить компенсацию за добровольную передачу земель под власть египетского сатрапа. Грек отказался выполнить это требование, на что Птолемей ответил вводом войск. Не встречая сопротивления, египтяне захватили города Сирии, морской десант занял Финикию. Лаомедонт был схвачен и доставлен в Египет. Именно к этому времени относится большое переселение части евреев в Александрию, где они получили право гражданства. Антипатр никак не отреагировал на эту агрессию Птолемея против соседней сатрапии, что позволило египтянам удержать важнейшую территорию за собой.

Не менее агрессивные действия предпринимал и Антигон. Он уже контролировал большинство сатрапий Малой Азии. Под его командой находилось огромное македонское войско, которое он получил от Антипатра, а также перевербовал у своих поверженных противников. До поры до времени Антигон скрывал свои амбициозные планы, но постепенно под предлогом борьбы со сторонниками Пердикки начал прибирать власть по всему полуострову к своим рукам, что вызвало большую тревогу у сатрапов. Наиболее сильным из противников был сатрап Фригии Арридей. Кроме большого количества наёмников он владел стратегически важной территорией, непосредственно прилегающей к проливам, а значит, и переправой в Европу. Усиление Антигона, безусловно, толкало Арридея и других независимых сатрапов к поддержке центральной власти. А известие о смерти Антипатра дало сигнал для начала активных действий. Для защиты Фригия имела хорошую армию и множество укреплённых крепостей. Однако угроза исходила не только со стороны суши, но и с моря. Для обороны против возможных десантов было необходимо взять стратегически важный город Кизик, господствующий над побережьем Мраморного моря (Пропонтидой). Проблема состояла в том, что это был свободный греческий полис. Попытка атаковать Кизик оказалась безуспешной - свободные греки упорно оборонялись, получая дополнительную помощь от своих соплеменников, в первую очередь, из Византия на европейском берегу. Не получив желаемого, Арридей с большими потерями был вынужден отказаться от захвата города.

Агрессия в Кизике дала Антигону прекрасный предлог для захвата важной провинции. С войском в 20 тысяч пехоты и 3 тысячи конницы он двинулся на помощь Кизику. Правда, тот уже самостоятельно смог отбиться от атаки фригийского сатрапа. Тем не менее, Антигон выдвинул ультиматум Арридею, что за агрессию против свободного города он лишается своей сатрапии. Сатрап отказался принять эти требования, и начались боевые действия, во время которых Арридей постепенно был оттеснён к самому побережью. Вслед за захватом большей части Фригии Антигон повернул против Лидии. Клит уже ожидал такого развития событий. Оставив гарнизоны в укреплённых пунктах, он бежал в Македонию к Полисперхонту. Примерно около этого времени к Антигону прибыл и Кассандр, т.е. в момент бегства хилиарха конфликт в Малой Азии уже вовсю развивался. Для закрепления своего контроля за Азией Антигон также занял свободные греческие города ионийского побережья. В одном из них он смог захватить корабли, которые перевозили первую часть сокровищ Киинда в Македонию - стратегу Азии достались 600 талантов.

У военного выступления Антигона и Птолемея была еще одна очень важная причина. Дело в том, что два предыдущих регента были назначены после согласования кандидатуры со всеми диадохами. Пердикка получил власть во время совещания командиров, сразу после смерти Александра в Вавилоне. Антипатр стал регентом на конгрессе в Трипарадисе. Полисперхонт же получил право правления на основании завещания предыдущего регента. Антигон и Птолемей имели основания не признавать нового главу государства, так как никто заранее не спросил их мнения по этому вопросу. Это было нарушением предыдущего порядка назначения регента. Почему Антипатр заранее не решил вопроса о легитимности нового правителя, остаётся загадкой.

античность, война, politics, мысль

Previous post Next post
Up