Бегство Кассандра

Aug 14, 2018 14:57




После смерти Антипатра мир в Империи Александра продолжался недолго. Практически сразу Кассандр начал тайную подготовку к восстанию против нового регента. В Мунихий, крепость около Афин, был отправлен с гарнизоном верный Никанор. Друзья хилиарха с золотом и оружием тайком стали двигаться по направлению к проливам. К наиболее сильным сатрапам Антигону и Птолемею отправились послы с предложением союза против Полисперхонта. К тому же Птолемею и Антигону была выгодна слабая центральная власть. В случае успеха они рассчитывали сделать регентом Кассандра, существенно ограничив его права по управлению Империей. Сам Кассандр до поры до времени под видом траура находился в деревне. Для прикрытия бегства хилиарха был организован большой охотничий праздник. Во время него Кассандр сбежал вместе с друзьями в Азию, где и был принят Антигоном.

В качестве официальной причины бегства Кассандра назывались его опасения, связанные с вероятным реваншем со стороны партии Пердикки. И действительно Полисперхонт был родственником Аттала и Полемона, которые были побеждены Антигоном в Писидии. Для сатрапов Малой Азии и Египта этот фактор был очень чувствителен.Кроме того, у Кассандра было достаточно сторонников в Греции. Еще управляя государством при своём отце Антипатре, хилиарх нашёл среди олигархии в греческих полисах достаточно сторонников. А Афины фактически находились во власти гарнизона Мунихия. Таким образом, в течение короткого времени Кассандр не только сумел собрать партию противников Полисперхонта, но и подготовить плацдарм для будущих боевых действий в Греции.

Весть о бегстве хилиарха застала регента врасплох. Первое ощущение облегчения быстро сменилось тревогой за будущее государства. Новые известия о том, что Антигон принял Кассандра, заставили престарелого Полисперхонта принимать решительные меры против оформляющегося союза заговорщиков. Бунт гарнизона Мунихия сопровождали многочисленные сообщения о ненадёжности греческих полисов. В этой ситуации придерживаться политики Антипатра уже не было никакой возможности. Ситуация заставляла Полисперхонта принимать новые политические решения, которые принципиально отличались от тех, что сложились при прошлом регенте. Первым важным шагом было заключение союза с семьёй Александра во главе с Олимпиадой. Полисперхонт пригласил мать Александра вернуться из Эпира ко двору, здесь она должна была заниматься воспитанием юного Александра, сына Роксаны.

Вторым шагом регента стала попытка привлечь на свою сторону греков. Однако командиры македонских гарнизонов назначались Антипатром и Кассандром, поэтому фактически наиболее важные пункты уже были заняты противниками регента. Олигархия городов при первой возможности также, скорее всего, поддержала бы хилиарха. В этой сложной ситуации Полисперхонт пригласил к себе послов греческих государств и вручил им постановление о свободе. Регент предложил союз патриотическим партиям, которые долгие годы всячески подавлялась в завоёванной стране. Теперь ставка была сделана на гражданские чувства греков с целью противопоставить их тягу к свободе амбициям Кассандра.

Таким образом, была подготовлена почва для дальнейшей борьбы в Греции и Македонии. Тем не менее, Полисперхонту был необходим сильный союзник и в Азии. Птолемей и Антогон обладали крупнейшими и богатейшими сатрапиями, их территория перерезала государство на две части. Чтобы противостоять таким противникам, нужен был сильный полководец, который объединил бы силы восточных сатрапий, всё еще лояльных к центральной власти. В этот момент Полисперхонт вспомнил об Эвмене, который с горсткой сторонников уже несколько лет сидел в крепости Нора, окружённый отрядом Антигона. Кто лучше этого прославленного кардийца мог выполнить роль подавления бунта сатрапов? К Эвмену отправились послы от имени царей с предложением стать полномочным стратегом Азии. Регент обещал снабдить его ресурсами и войсками для ведения войны против Антигона и Птолемея.

В новой конфигурации сил перед началом Второй войны диадохов мы вновь видим условную партию единого государства и партию сатрапов. Однако теперь активной атакующей стороной были уже наместники Малой Азии и Египта. Амбициозный Кассандр хотел опереться на них для возвращения себе власти отца, но его устремления более служили распаду единого целого, нежели восстановлению даже той иллюзии государственной власти, которой еще владел Антипатр. В предстоящем столкновении должна была определиться будущая судьба не только Империи Александра, но и его семьи. Полисперхонт поднял на знамёна права родственников Александра на верховную власть, и это было фактором не менее важным, нежели огромные ресурсы и армии сатрапов. Для македонян, которые продолжали составлять основу армий диадохов, память об Александре представляла собой большую ценность, а верность его семье была подтверждена и самими диадохами, отказаться от неё в настоящей ситуации означало подорвать доверие к себе собственного окружения.

античность, politics, мысль

Previous post Next post
Up