Когда мы начинаем разговор о молодых годах Маркса, то совсем не лишним будет упомянуть те работы, которые так или иначе повлияли на его взгляды. И, конечно же, тут нельзя не упомянуть вышедший в 1840 году труд Пьера Прудона "Что такое собственность?". Несмотря на то, что это фактически первая крупная работа автора, она осталась одной из самых ярких в его творчестве, ведь именно здесь было громогласно заявлено: "Собственность - это кража".
Фактически вся книга есть доказательство тезиса о том, что собственность сама по себе не совместима с такими понятиями как "равенство" и "справедливость". Именно она -собственность - является источником многих культурных и социальных зол.
"Если бы мне надо было ответить на вопрос: «Что такое рабство?» - я ответил бы: «Это убийство», и мысль моя была бы сразу же понятна. Мне не было бы нужды в длинных рассуждениях, чтобы показать, что право отнять у человека его мысль, волю, его личность есть право над его жизнью и смертью и сделать человека рабом - значит убить его. Почему же на другой вопрос: «Что такое собственность?» - я не мог бы ответить просто, не боясь быть непонятым: «Это кража», - тем более что это второе предложение является лишь перефразированным первым".
Именно с этих слов начинает Прудон свой труд. Он рассматривает теории появления собственности, правовые обоснования этого института. В результате оказывается, что право собственности не имеет совершенно никакого исторического оправдания. Не существует ни одного высшего принципа, на котором бы покоился этот институт, а значит, это только право силы. До тех пор, пока будет существовать собственность, в обществе невозможно достичь ни равенства, ни справедливости.
Эта мысль не была совершенно нова для того времени, но впервые она была высказана так громко и внушительно именно Прудоном. Отрицая собственность, автор вводит понятие "владение". Человек может владеть только тем, чем непосредственно пользуется, только той землёй, которую сам может обрабатывать. Но эта земля не является собственностью человека, она принадлежит всему обществу, он лишь пользуется ей, а значит, ответственен перед обществом за её сохранность.
"Таким образом, всякий оккупант по необходимости является владельцем или узуфруктуарием, что исключает для него возможность быть собственником. Право узуфруктуария заключается в следующем: он ответствен за доверенную ему вещь, он должен пользоваться ею, сообразуясь с общим благом и имея в виду сохранение и дальнейшее развитие вещи. Он не имеет права изменять, уменьшать и портить ее; он не может делить свой доход, предоставляя другому эксплуатировать вещь и получая от этого только прибыль. Одним словом, узуфруктуарий подчинен контролю общества, необходимости трудиться и закону равенства".
Также автор критикует и современные ему социалистические и коммунистические течения. Ведь они, по его мнению, лишают человека другой базовой потребности - свободы. Если в капиталистическом обществе сильный порабощает слабого, то в коммунистическом - слабый сильного, ленивые могут жить за счёт трудящихся и способных. Отрицает Прудон и неравномерность вознаграждения. Люди должны получать от общества равное количество благ, независимо от таланта или способностей, ведь именно общество обучает человека, раскрывает его творческий потенциал, а значит, человек лишь возвращает назад уже полученное. Всякий труд равен, будь то труд великого композитора или труд прачки.
Сам Прудон не столько философ, сколько превосходный публицист и учёный. Работа написана ярким, эмоциональным языком. Но вместе с тем автор пользуется именно научным методом, скрупулёзно рассматривая все тезисы сторонников собственности. О своих целях он говорит так:
"Требуется найти систему абсолютного равенства, при которой все современные учреждения, за исключением собственности или суммы злоупотреблений собственностью: индивидуальная свобода, разделение власти, общественное министерство, жюри, организация администраций и суда, единство и цельность образования, брак, семья, наследование по прямой и боковым линиям, право продажи и обмена, право завещания, право старшинства, - не только нашли бы место, но сами послужили бы, так сказать, средствами равенства, систему, которая лучше, чем собственность, обеспечивает образование капиталов и во всех поддерживает деятельность, которая с высшей точки зрения объясняет, исправляет и дополняет все теории ассоциации, предложенные до сих пор, со времен Платона и Пифагора и кончая Бабефом, Сен-Симоном и Фурье, - систему, которая наконец, сама являясь средством перехода, была бы непосредственно осуществима".
Прудон уже в этом труде называет себя анархистом. Анархия считается в нашем обществе синонимом хаоса, однако автор видел в этом слове совершенно другое содержание.
"И подобно тому как право силы и право хитрости уступают место все более и более расширяющемуся понятию справедливости и осуждены раствориться в равенстве, так и суверенность воли уступает место суверенности разума и в конце концов растворится в научном социализме. Собственность и королевская власть разрушаются с самого начала мира; подобно тому как человек ищет справедливости в равенстве, так общество ищет порядка в анархии".
Анархия по Прудону - есть свобода, безвластие, "она не признает власти воли, но только власть закона, т. е. необходимости". Но сказав А, автор не говорит Б, т.е. не раскрывает как может выглядеть то общество, о котором он говорит. Забегая немного вперёд, хочется сказать, что Прудон всю жизнь искал возможную модель такого общества, и в конце жизни он её нашел в русской общине. В посмертном труде "Theorie de la propriete" он указывает, что именно славяне нашли истинное решение проблемы собственности. Здесь земля принадлежит всей общине, а право пользования - отдельным её членам.
Значение данной работы для того времени трудно переоценить. До Прудона никто так явно не ставил вопрос о легитимности существования собственности как таковой. Ранее считалось, что данный институт естесственно наследуется испокон веков, а значит, должен и далее развиваться. Но Прудон поставил вопрос ребром и последовательно доказал, что это не так. Работа, конечно же, вызвала острую критику со стороны многих буржуазных мыслителей того времени, ведь отрицание права собственности полностью подрывало основы существующих в то время государств. С другой стороны, она получила широкое распространения среди передовых мыслителей того времени, не остались к ней равнодушными, в том числе, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Энгельс в 1843 году писал так:
"Однако наиболее значительным писателем этого направления является Прудон, молодой человек, который два или три года назад опубликовал своё произведение «Что такое собственность?» («Qu'est-ce que la propriete?») ; на этот вопрос он ответил: «La propriete c'est le vol» - собственность есть кража. Это наиболее философский труд из всего написанного коммунистами на французском языке, и из всех французских книг особенно эту мне хотелось бы видеть переведённой на английский язык".
Маркс в работе "Святое семейство" в 1844 году говорит о Прудоне следующее:
"Прудон же подвергает основу политической экономии, частную собственность, критическому исследованию, и притом-первому решительному, беспощадному и в то же время научному исследованию. В этом и заключается большой научный прогресс, совершённый им, - прогресс, который революционизирует политическую экономию и впервые делает возможной действительную науку политической экономии. Произведение Прудона «Что такое собственность?» имеет такое же значение для новейшей политической экономии, как произведение Сиейеса «Что такое третье сословие?» для новейшей политики".
Продолжение следует...