Писать статьи Энгельс начал в 1839 году в возрасте 18 лет. Первая публицистическая работа - "Письма из Вупперталя". Она была напечатана в литературном журнале "Telegraph fur Deutschland". В этой статье он рассказывает о жизни на своей родине. Эта работа с долей сатиры описывает быт города Бармен: рассказывает о глупости чиновников, церковном мракобесии и, конечно, о жизни бедняков. Картина складывается довольно неприглядная. Уже здесь обращает на себя внимание наблюдательность, превосходный слог автора. Далее Энгельс пишет в основном рецензии и очерки для журналов. Он интересуется творчеством Гёте, Шиллера, Виланда, Тика, Гуцкова, Бека и других. Симпатизирует "Молодой Германии". Также пишет статьи о своих путешествиях.
Постепенно меняется сфера его интересов. Вместе с увлечением Гегелем и младогегельянцами статьи его приобретают полемический характер. Особенно интересуют Энгельса вопросы религии. Так, начиная с 1841 года он пишет ряд статей, где подвергает критике взгляды Шеллинга ("Шеллинг о Гегеле", "Шеллинг и откровение", "Шеллинг - философ во Христе"). В это же время он читает произведение Л. Фейербаха "Сущность христианства". С 1842 года его публицистическая активность заметно возрастает: он сотрудничает сразу с несколькими изданиями. Среди них "Rheinische Zeitung" Маркса. Все больше его интересует политика.
Но наибольшее влияние на мировоззрение Энгельса оказывает работа в Англии, куда он уезжает осенью 1842 года. Здесь он живёт в Манчестере. Работает на бумагопрядильной фабрике "Эрмен и Энгельс", принадлежащей его семье. Продолжая писать статьи о жизни в Англии, особое внимание Энгельс уделяет жизни рабочих. В это время он знакомится с английскими чартистами, посещает рабочие кварталы, ходит на рабочие митинги. С 1842 по 1844 год он собирает обширный материал о той стороне жизни Англии, которую до сих пор было не принято показывать. Позднее эти материалы лягут в основу его работы "Положение рабочего класса в Англии". Именно в Англии складываются коммунистические взгляды Энгельса. Знакомство с жизнью рабочих приводит его к изучению политэкономии и европейских социалистических течений. Здесь стоит отметить его статью "Успехи движения за социальное преобразование на континенте", написанную для английских чартистских изданий "The New Moral World" и "The Northern Star". В ней он описывает социалистические движения на континенте, рассказывает историю их появления, текущие успехи. Интересен его вывод по поводу развития коммунизма в Англии, Франции и Германии: "Англичане пришли к нему практическим путём, вследствие быстрого роста нищеты, деморализации и пауперизма в их собственной стране; французы - политическим путём, отправляясь от требования политической свободы и равенства, но, убедившись, что этого недостаточно, они присоединили к своим политическим требованиям требования социальной свободы и социального равенства; немцы же стали коммунистами философским путём, путём размышления над основными принципами. При таком происхождении социализма в этих трёх странах не может не быть разногласий по второстепенным вопросам".
Идеи коммунизма во Франции берут своё начало от деятеля Великой Французской революции Бабёфа. Однако Наполеон и последующая реакция не дают им получить значительного распространения. В этот промежуток популярность получают социалистические идеи Сен Симона и Фурье, которые, впрочем, мало касались политики. Ренессанс коммунизма происходит после Революции 1830 года. Разочарование рабочих в новых капиталистических порядках уже в 1834-1835 годах заставляет их искать альтернативу. В это время идеи Бабёфа приобретают значительную популярность. В коммунистическом движении Франции изначально складываются два направления: эгалитарии и гуманитарии. Первые желали превращения мира в общину рабочих, вторые прославились в основном критикой института брака и семьи. Впрочем, течения эти существовали недолго и на смену им пришёл икарийский коммунизм, который проповедовал Кабе, прозванный в народе "отец Кабе". Особенностью коммунизма во Франции был его отказ от атеизма. «Le Christianisme c'est le Communisme» (Христианство есть коммунизм) - такова одна из аксиом французов. Среди сторонников коммунизма мы находим философа Пьера Леру, защитницу прав женщин Жорж Санд, автора книги "Слова верующего" аббата Ламенне. Идеи икарийского коммунизма во Франции к 40-м годам разделяли до полумиллиона человек, не считая женщин и детей.
В Германии также можно выделить два направления распространения коммунизма. Во-первых, влияние Франции привело к распространению коммунизма в среде рабочих, в основном оно связано с именем Вильгельма Вейтлинга. Простой немецкий рабочий, побывав в Париже, решает строить коммунистические коммуны в Швейцарии и Германии. Партию, связанную с Вейтлингом, называют народной. Также как и икарийцы, они видят корни коммунистических идей в христианстве. С другой стороны, существовала и чисто немецкая коммунистическая партия, называемая философской. "Никогда ещё, с тех пор как люди мыслят, не было такой всеобъемлющей системы философии, как система Гегеля. Логика, метафизика, философия природы, философия духа, философия права, религии, истории - всё было объединено в одну систему, сведено к одному основному принципу. Система казалась неуязвимой извне, и это действительно было так. Она была взорвана только изнутри, людьми, которые сами были гегельянцами".
Ряд мыслителей, бывших младогегельянцев, начинают принимать коммунистические идеи. Энгельс перечисляет следующих людей: "Кроме д-ра Гесса, одного из редакторов ныне закрытой «Рейнской газеты», который фактически первым из этой партии стал коммунистом, теперь имеется уже большое число других, а именно: д-р Руге, редактор «Немецкого ежегодника» - научного периодического органа младогегельянцев, запрещённого постановлением германского Союзного сейма; д-р Маркс, также один из редакторов «Рейнской газеты»; Георг Гервег, поэт, письмо которого к прусскому королю было прошлой зимой напечатано в переводе большинством английских газет, и другие. И мы надеемся, что и остальная часть республиканской партии тоже постепенно перейдёт на нашу сторону". Именно эту партию Энгельс называет настоящими немецкими самобытными коммунистами.
"Немцы - нация философская, они не пожелают, не смогут отказаться от коммунизма, раз он покоится на здоровых философских основах, в особенности, когда он является неизбежным выводом из их собственной философии. И вот задача, которую нам предстоит теперь выполнить. Наша партия должна доказать, что либо все усилия немецкой философской мысли от Канта до Гегеля остались бесполезными или даже хуже чем бесполезными, либо их завершением должен быть коммунизм; что немцы должны либо отречься от своих великих философов, чьи имена составляют их национальную гордость, либо признать коммунизм".
Я советую полностью прочитать эту статью. В особенности тем, кто интересуется историей коммунистического движения. Энгельс действительно провёл большую работу по исследованию и структурированию европейских социалистов. Сегодня многие считают, что Маркс является создателем коммунизма, но это, конечно же, не так. Корни его лежат значительно глубже. Изучение Энгельсом политэкономии показано в статье "Наброски к критике политической экономии", которая вышла в уже известном нам единственном выпуске журнала Маркса "Deutsch-Franzosische Jahrbucher" в 1844 году. Автор разбирает теории Адама Смита, Рикардо, Мальтуса и многих других политэкономистов того времени. Именно на базе интереса к данному предмету возникает переписка между Марксом и Энгельсом, которая впоследствии приводит к началу сотрудничества. Их встреча состоялась 28 августа 1844 года в Париже, где в это время жил Маркс. За проведённое вместе время они обнаруживают удивительное сходство своих взглядов и задумывают совместную критическую работу, направленную против идей Бруно Бауэра. Спустя 10 дней Энгельс уезжает к себе на родину в Бармен. До апреля 1845 года они не видятся, общаются посредством писем. За это время каждый успевает написать по достаточно крупной работе, но об этом в следующих частях.
Продолжение следует...