Фейербах

May 15, 2018 21:08




Следующая книга, значительно повлиявшая на молодого Карла Маркса, - это, безусловно, "Сущность христианства" Людвига Фейербаха. Данная работа вышла в 1841 году и сразу привлекла к себе пристальное внимание современников. В чём были своеобразие и новизна этой книги? Давайте разбираться.

К материализму Фейербах пришёл через Гегелевский идеализм. Именно ему принадлежит заслуга постановки философии Гегеля "с головы на ноги". Но его материализм был отличен он материализма XVIII века, рассматривавший отвлечённую материю. Центром внимания исследований Фейербаха был человек. Но человека нельзя рассматривать с сугубо "звериной" точки зрения - как простой продукт эволюции без учёта множества явлений, сопутствующих человеческому существу. Тогда что же представляет собой религия? Какова её сущность, каково её значение в жизни человеческого общества? Отвергая примитивный атеизм, согласно которому вера есть исключительно продукт человеческих заблуждений, Фейербах берётся рассмотреть действительное значение тайн религии, в частности, христианства.

В результате Фейербах приходит к выводу о том, что Бог есть отвлечённая объективная сущность самого человека. В Боге он познаёт самого себя, свой чувственный мир.

"Ценность бога не превышает ценности человека. Сознание бога есть самосознание человека, познание бога - самопознание человека. О человеке можно судить по богу и о боге - по человеку. Они тождественны. Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его боге. Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его "Я"; религия есть торжественное раскрытие тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви".

"Божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобождённая от индивидуальных границ, то есть от действительного, телесного человека, объективированная, то есть рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности. Поэтому все определения божественной сущности относятся и к сущности человеческой".

Именно в Боге утверждается высшая сущность человека, свободная от материальных обусловленностей мира, наделённая в качестве предикатов такими качествами, как любовь, мудрость, справедливость.

"Понятие бога обусловливается понятием справедливости, благости, мудрости; бог не благой, не справедливый, не мудрый не есть бог, а не наоборот. Качество божественно не потому, что оно свойственно богу, а, напротив, оно свойственно богу, потому что божественно само по себе, потому что без него бог был бы существом несовершенным".

Таким образом, человек наделяет Бога собственными качествами, при этом отрицая их в себе. Но его устремление к Богу как раз и есть желание обладать этими качествами, вернуть их себе. Следовательно, можно сказать: каков твой Бог, таков и ты сам. Горе тому, у кого нет Бога.

"Каждый человек должен иметь бога, то есть преследовать какую-нибудь цель. Конечная цель есть сознательное, добровольное, существенное жизненное стремление, взор гения, светоч самопознания - единство природы и духа в человеке. Кто имеет конечную цель, тот повинуется закону, ибо он не только руководит сам собой, но и подчиняется руководству. У кого нет конечной цели, у того нет родины, нет святыни. Отсутствие цели есть величайшее несчастье. Человек, преследующий даже самые обыденные цели, счастливее того, кто, быть может, и лучше его, но не имеет цели. Цель ограничивает, но ограничение есть наставник добродетели. Человек, имеющий цель, такую цель, которая истинна и существенна сама по себе, имеет тем самым религию, если и не в ограниченном смысле богословской черни, то во всяком случае (что и требуется) в смысле разума, в смысле истины".

Книга состоит из двух частей: первая из них утверждает Бога в человеке, вторая отрицает Бога вне человека. Первая ищет сущность религии в человеке, вторая фокусируется на её противоречиях. В результате мы получаем уникальную работу, позволяющую взглянуть на вопрос о вере с совершенно другой стороны.

Не удивительно, что на автора обрушился целый вал обвинений со стороны властей и церкви. Но среди передовой немецкой интеллигенции работа была встреча с большим энтузиазмом.

В январе 1842 года Маркс писал:
"Стыдитесь, христиане, - благородные и простые, учёные и неучёные, - стыдитесь, что антихристианину пришлось показать вам сущность христианства в её подлинном, неприкрытом виде. А вам, спекулятивные теологи и философы, я советую: освободитесь от понятий и предрассудков прежней спекулятивной философии, если желаете дойти до вещей, какими они существуют в действительности, т. е. до истины. И нет для вас иного пути к истине и свободе, как только через огненный поток {Игра слов: «Feuerbach» - «огненный поток»}. Фейербах - это чистилище нашего времени".

Продолжение следует...

marxism, marx, Фейербах, Карл Маркс, religion

Previous post Next post
Up