На сайте журнала фома встретил цитату блаженного Августина:
"Если бы в отношении к тому моменту когда первоначально было создано все Словом Бога, мы стали прилагать естественные движения вещей и обыкновенные пространства дней, которые мы видим теперь, то потребовался бы не один, а многие дни, что все, что при помощи корней произрастает из земли, сперва пускало росток под землею, а затем в известное число дней сообразно своему роду, выходило наружу. Сколько дней надобно было чтобы полетели птицы, если только начиная с свои зародышей, они достигали до пуха и перьев в течение свойственного их природе числового срока?"
Ну как говорил известный протодьякон, "дольем цитату".
"Таким образом, что медленно теперь, сотворено без медленности, с какою они проходят теперь. В самом деле, времена проходят те числа, которые они получили не временным образом, когда создавались. В противном случае, если бы в отношении к тому моменту, когда первоначально было создано все Словом Бога, мы стали прилагать естественные движения вещей и обыкновенные пространства дней..."
О книге Бытия буквально. Книга IV. Глава ХХХIII.
Рубанули так рубанули, даже не с начала предложения.
Но что же думает блаженный Августин о днях?
"И бысть вечер, и бысть утро: день един. - В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: И нарече Бог свет день, а так, как, напр., мы говорим: "30 дней составляют месяц"; в этом случае в число дней мы включаем и ночи, между тем выше день назван отдельно от ночи. Итак, после того, как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, т. е. один день; так что один день [считается] от начала дня до начала [другого] дня, т. е. от утра до утра, каковые дни, как я сказал, мы называем со включением ночей."
Там же. ГЛАВА VII.
Некоторые могут возразить... тогда прежде возражения скажем, что Августин, толковал как исторически так и аллегорически.
"Итак, слова: В начале сотвори Бог небо и землю могут быть предметом исследования с следующих сторон: надобно ли понимать их только в смысле историческом, или же они означают что-либо и иносказательно, как они согласны с Евангелием и по какой причине книга [Бытия] так начинается. В историческом, далее, смысле возможен вопрос, что значит в начале, т. е. в начале ли времени, или в Начале - в самой Премудрости Божией..."
Книга I. ГЛАВА VII.
Но никогда и нигде он не говорит о продолжительном и изменчивом становлении природы и человека. Как ни пытайся не удаться впихнуть в его учение, учение о эволюции, т.е. о смерти до грехопадения человека. Смерть не могла быть частью "весьма хорошего" изначально сотворенного мира, а двигателем эволюции и есть смерть. Т.е. признавая эволюцию либо отрицаем самого Бога, либо Его благость. Но такого мы не найдем сочинениях Августина.
У меня все...