Одежда римских женщин

Jan 19, 2017 16:26

Высокопоставленные римские женщины часто изображались в традиционной столе (stola) - похожем на сарафан платье с V-образным вырезом у шеи, женским эквивалентом мужской тоги и стандартной одежде римской горожанки времен Республики. Однако, к началу эпохи Империи стола уже не была повседневной одеждой, хотя ее ношение могло придать дополнительный налет благочестивой респектабельности. Уже начиная с I века до н.э. богатые римлянки заменили столу длинной с разрезными рукавами туникой и паллой (накидкой). Это было окутывающее одеяние: туника имела широкие, длиной до локтя, рукава и высокую линию шеи, а обширные складки паллы сложным образом драпировались вокруг тела и накидывались на голову, когда женщина выходила на улицу. Такое одеяние четко отличало римских женщин свободного сословия от женщин более низких социальных классов, которые носили более легкие и не стеснявшие движения не подпоясанные туники.
Хотя общая форма женское одежды оставалась неизменной веками, римские женщины находили пути подчеркнуть и свой статус, и свое чувство стиля.
Одеждам была доступна богатая палитра цветов от небесно-голубого (aer), морского (unda), темного-зеленого (paphiae myrti) и аметистового (purpurae amethysti) до шафраново-желтого (croceus), бледно-розового (albentas rosae), темно-серого (pullus) и каштаново-коричневого (glandes) - все эти цвета были перечислены Овидием среди тех, что украшают девичью фигуру. И наоборот, выбор некоторых цветов, таких как вишнево-красный (cerasinus) и зелено-желтый (galbinus), считался вульгарным. Палла могла быть окрашена, чтобы соответствовать тунике под ней, также были популярны рисунки и полосы по кайме с дополнительными оттенками.



"Безмятежность", Джон Уильям Годвард.

Крашеные и инструктированные драгоценными камнями сандалии (soleae) и ботинки (calcei) так же помогали женщинам высшего класса чувствовать свое превосходство перед менее удачливыми представительницами низших и средних сословий. Веера, изготовленные из пергамента или павлиньих перьев и с ручками из слоновой кости, зонтики от солнца, свободно свисающие с кисти, пояса с высокой талией, изготовленные из крученого шнура контрастного цвета по отношению к тунике - все эти аксессуары завершали гардероб богатой римской женщины.



"Галло-римские женщины", Лоуренс Альма-Тадема

Стоимость привозного материала и краски, необходимой для изготовления такой одежды, была поистине астрономической. Хотя некоторые римские комментаторы утверждали, что дорого наряженная женщина является хорошей демонстрацией общественного положения ее мужа, раздавались также и голоса неодобрения по поводу слишком бросавшихся в глаза затрат. Люди сознавали, что эти женщины, избегая домотканых материй из шерсти и льна, взамен требовали шелк - материал, который приходилось за огромные деньги доставлять из Китая. Особое осуждение заслужил косский шелк, тончайший, прозрачный материал, который ткали на острове Кос. Он был, по-видимому, предметом общего увлечения среди римских женщин высшего класса и вызывал неодобрение тех, кто считал прозрачную ткань приемлемой только для проституток и распущенных женщин. Вполне возможно, именно такое платье послужило причиной одного из конфликтов между Августом и его дочерью Юлией, описанных в произведении Макробия «Saturnalia».
Август был оскорблен, когда однажды  Юлия вышла в его присутствии в непристойном одеянии. На следующий день она пришла в скромном платье, со строгим выражением лица, и обняла отца, который обрадовался проявлению уважения и внешних приличий. «Эта платье, - заметил он, - гораздо больше подходит дочери Августа». У Юлии был наготове ответ: «Да, сегодня я одета, чтобы встретиться с глазами отца - а вчера одежда была для моего мужа».



"Отдых", Джон Уильям Годвард.

история, древний рим

Previous post Next post
Up