Басни и мораль бедняков в отношениях с богатыми.

Jan 20, 2017 13:55


Древние писатели считали, что в пословицах и баснях выражалось то, что сейчас называют народной мудростью. Научные работы, посвященные этому виду сочинений, так же указывают на ценность их в качестве источника сведений о представлениях простых людей и особенно самых незащищенных членов общества - бедняков и рабов.
Единственное, что давало силы бедным в отношениях со знатью и богачами - это понимание взаимной полезности. Отношения патрона с клиентом строились именно на этом принципе симбиоза: у каждой стороны было то, что нужно другой. Богатые получали от бедных прибыль и почтительность, а бедные - помощь богатых в тяжелых обстоятельствах, поскольку у последних имелись для этого деньги и возможности. Вот басня "Лев и мышь", в которой эта ситуация объясняется с точки зрения бедняка:
Лев собирался пойманную съесть мышку,
Но та, воришка, близкий свой конец чуя,
С такою обращается мольбой к зверю:
«Охотой на оленей и быков тучных
Тебе, о лев, пристало утолять голод;
А моего ты даже на губах вкуса
Не ощутишь. Ах, пощади меня лучше.
Мала я, но воздать тебе добром в силах».
Лев, рассмеявшись, отпустил ее с миром.
А вскоре лев к охотникам попал в петли
И, оступившись, был опутан весь сетью.
(Уж он не чаял выйти из беды целым.)
Тогда скользнула мышка из своей норки,
Перекусила зубками узлы петель
И выпустила льва на белый свет снова,
Достойной за пощаду отплатив платой.
(Значенье басни ясно для людей умных:
Будь беднякам защитником и сам верь им,
Ведь даже льва от гибели спасла мышка.)
(Бабирий, Басни, 107)
В действительности же, как обычно, всё оказывалось в руках богатых. Клиенты могли напомнить о своем моральном праве получить помощь, но реальной возможности её требовать и торговаться не имели. Бедняги не могли с уверенностью полагаться на покровительство своих патронов. Басни и пословицы учили бедняка, что надеяться на снисхождение сильных мира сего бесполезно. Примером служит басня "Волк и ягненок":
Ягненка, что отстал от своего стада,
Увидел волк, но брать его не стал силой,
А начал благовидный измышлять повод:
«Не ты ли год назад меня бранил, дерзкий?» -
«Никак не я: я нынешним рожден летом».
«Не ты ли зелень на моих полях щиплешь?» -
«Ах, нет, ведь слишком мал я, чтобы есть зелень».
«Не пил ли ты из моего ручья воду?» -
«Нет: я лишь материнское сосу вымя».
Тут волк без дальних слов его схватил в зубы:
«Не голодать же мне из-за того только,
Что у тебя на все готов ответ ловкий!»
(Бабирий, Басни, 89)
Лучше всего было вообще не вступать в противостояние с богатыми, как в басне "Дуб и тростник":
В горах свирепый ветер вырвал дуб с корнем
И бросил в реку. Потащил поток пенный
Огромный ствол, что всех людских племен старше.
Рос по обоим берегам реки быстрой
Густой тростник, спокойною вспоен влагой.
И дуб дивился, почему тростник этот
И слаб и мал, а устоял в такой буре,
Которая и мощные дубы валит?
Тростник разумно молвил: «В этом нет дива:
Ведь ты боролся с бурею и пал в битве,
А нам дано безропотно клонить стебли,
Едва нас самый легкий ветерок тронет».
(Так говорил тростник. И вот урок басни:
Ты не перечь, а лучше уступай сильным.)
(Бабирий, Басни, 36)
Хотя зажиточные люди и их власть вызывали у бедняков неприязнь, все понимали значение богатства. Простолюдины знали, что деньги дают власть, но несут в себе и риски. Неимущим жилось нелегко, но соблазн богатства их пугал. Ведь жадность не доводила до добра. Многие басни демонстрируют распространенное мнение, что обеспеченность достигается предательством, воровством и другими неправедными средствами.
При всем этом бедняки не подвергали сомнению существовавшее общественное устройство. В народном творчестве часто выражалось понимание иерархии. Примером служит басня "Галка и орел":
Орел, барана жирного схватив в стаде,
Унес его в гнездо, своим птенцам в пищу.
Хотела галка то же, что и он, сделать,
Но чуть слетев, запуталась в шерсти овчей.
«По совести наказана моя глупость -
Орлам могучим мне ли подражать, галке?»
(Бабирий, Басни, 137)



Чтение из Гомера, Лоуренс Альма-Тадема

история, древний рим

Previous post Next post
Up