Глава 2. Или сказ о том, как мы увидели мишины какашки и чуть не увидели Мишины какашки.

Aug 13, 2020 15:30


Вышли. Выпрыгнули из шишиги, влезли в рюкзаки, настроили палки и погнали переправляться через Мульту босиком. Что может быть лучше холодной горной водички? Только холодная горная водичка, которая мягко ласкает твои голые ноги, которые, с непривычки, пытается свести судорогой. Но, как я уже говорил, это ещё не сказочка, это только смазочка. Алтай готовил нас, и, надо сказать, довольно мягко, к дальнейшим испытаниям.

Первый день нас грело солнышко, нам пели птички, почти не ели насекомые. Мы кормились обедом и наслаждались окружающей действительностью, пока могли.

Мы дошли по очень красивым местам до озера Куйгук, забрались на полку, на которой находится озеро, посмотрев на водопад, который изливается из малого Куйгучьего озера, посмотрев на пищух, которые снуют везде (название «пищуха» я вспомнил только к концу похода, поэтому смотрели мы в основном на «бесхвостых мышей», «гибрид мыши и морской свиньи», «что-то пушистое вон бежит, смотри, смотри!»). Лето, солнце, жарко, радость! Добравшись до большого озера, мы радостно отправили Окса выбирать нам место для стоянки, а сами устроили сосисочную вечеринку с купанием в озере. Ну то есть выглядело это примерно так. Сползаешь по камням в озеро, с громким «УУУУУХХХ, БЛЯ!» окунаешься не потому, что так жарко и водичка теплая, а потому что берег крутой и, сука, не удержаться. Лёха даже большой палец ноги поранил. Потом делаешь два гребка, понимаешь, что дышать невозможно, потому что холодно, блин и вообще вон там ледник. Потом с громким «УУУУУХХХ, БЛЯ!» пытаешься вылезти по крутому берегу обратно. Крик получалось издать ровно до погружения в воду и сразу же после вылезания из неё, когда переставало сводить грудную клетку. Окс приличная и купалась в купальнике и, надо сказать, делала это раза в полтора дольше нас. Она сделала целых три гребка.

Прекрасный вечер, первая ночевка в палатках, встреча с местными обитателями, которые тусили там уже какое-то время, собирались валить и поделились с нами чуть початым баллоном с газом, наконец, утро и… Дождь. Прекрасный летний дождь, который на высоте выше двух тысяч метров превращается в достаточно холодную и противную водяную пелену, через которую идёшь в мембранной куртке и штанах и молишься, чтобы треки промокли попозже. Мы даже решили попробовать подождать немножко, чтобы не готовить завтрак под дождём и не прогадали. На время завтрака как раз дождь сделал небольшую паузу. Витя, который не имел опыта ходьбы с палками до того, радостно бросился на штурм мокрого курумника (каменной осыпи). Ну как бросился. Мы аккуратно поковыляли по этому мокрому курумнику вдоль озера с минимально возможной скоростью, потому что, сука, рюкзаки, которые пока почти не уменьшили вес, мокрые камни и вообще мы немножко офигевшие от того, что вот она, природа, я весь в ней!



Дождь с переменным успехом пытался подмочить нам путь и нас самих до подъема на сам перевал. Там стало поспокойнее и мы смогли забраться на перевал Куйгук (высота около 2500 м) если не по сухому, то, по крайней мере, не по воде, а по чуть влажным камням. Наверху мы пообедали в распадине на перевале, подъём мне дался непросто, мало того, что операция сказывалась и рюкзак, по моим оценкам, килограмм в 27 при полном отсутствии привычки с ним ходить за последние много лет, давил не только на плечи, но и на грудь (к четвертому перевалу я таки догадался расстегнуть нагрудную стяжку). На самом перевале мы посмотрели и поняли, что нам вниз. Ну то есть мы тогда думали, что это вниз. Придя в себя после подъёма пообедав сублимационным супчиком, перевальной шоколадкой и чаем мы начали подготовку к спуску вниз.

Перевал Куйгук характерен тем, что там необходимо использовать веревку. Я знал это и боялся этого. Я вообще боюсь высоты. И Витька тоже. Что не помешало, правда, ему слезть последним, отвязав веревку и станцию. В общем, мы спустили рюкзаки по веревке, спустили себя по веревке, Витька отвязал всё и слез сам, не без нашей помощи, хотя бы визуальной. Снизу, на самом деле, не так страшно кажется, сверху в несколько раз страшнее, и чем дальше, тем, я вам скажу, сильнее мы убеждались в правоте этой аксиомы (Эскобара) (нет).

Ну и конечно, в процессе нас слегка подмочил дождь. Он даже не столько намочил камни, сколько намочил веревку. Лёха был этому дождю благодарен ещё долго, несколько дней пытался её просушить.

В общем, спустились мы достаточно оперативно и почти не помокнув, но внизу нас ждал совсем дождь, который радостно зарядил без каких-то видимых просветов.

Мы перевалили в ущелье реки Акчан с видом на гору Колбан, на которую Лёха не залез пару лет назад из-за погоды, но зато он был в этих краях и уверенно вёл нас вперёд по одним ему ведомым признакам. Очень напоминало кадр из фильма Motral Kombat, где Лю Канг вел сотоварищей по затянутым паутиной проходам, утверждая, что там прошла Китана и он чувствует её запах. В общем, после очередного болотца мы таки выползли на тропу и почесали вниз по Акчану до переправы. Почесали, надо сказать, весьма на хорошей скорости. В итоге, оказалось, что путь, на который Лёха в прошлый раз с группой затратил около 4-х дней мы прошли за два. Перебродив Акчан и радостно промочив последнюю сухую обувь, которая у нас была (Витька всю дорогу броды переходил в шлёпках и НИ ОДИН НЕ ПОТЕРЯЛ! Магия! Хочу себе тоже шлепки на боимагните.) мы решили, что надо найти место для стоянки. Встали на относительно ровном месте на тропе и ребята разошлись в стороны в поисках более подходящего места. Но не нашли, и мы остались ночевать, фактически на тропе. Мы решили посушиться и я радостно сжег себе носки ровно до той степени, что в них ещё можно ходить, но они уже почти высохли.

Утром мы собрались и потопали вверх. Река, на которую нам надо было перевалить, называлась Кыргыз. Прикол в том, что река, по которой мы поднимались, тоже называлась Кыргыз. Перевал, который нас ждал, был не категорийным, но там планировались проблемы с поиском тропы. Поднялись мы на него без проблем и без плутаний, я, как всегда, плёлся в хвосте, потому что оказался самым медленным. Окс легкоходка редкостная, Витька вообще бегун, Лёха тоже достаточно резво вверх пёр, а я - а я просто давал им время побольше отдохнуть. Надо сказать, что я, конечно, иногда доползал весьма небыстро, но я просто медленно хожу, в принципе. Кроме того, что надо подкачаться и набрать мышечную массу и в ногах и легкие разработать, я в принципе медленноход - ставлю ноги максимально аккуратно и надежно.

Вползя наверх, на высоту что-то около 2400 метров над уровнем моря, мы немножко понаслаждались видами, съели перевальную шоколадку и потопали вниз под радостный дождь и град. Идти по азимуту по карликовому березняку - это, должен вам сказать, не самое приятное занятие, хоть и не очень сложное. А азимут, как знает любой походник, это направление ровно перпендикулярное нужному. Ну в общем общее направление мы, на удивление, соблюли. Шли по Витькиному телефону и maps.me, иногда сверялись с напечатанными мною на ткани картами.

Дождь перестал ровно на час в районе обеда, когда мы проходили мимо ручья. Совпадение? Не думаю. Поэтому мы оперативно, насколько это было возможно, захомячили радостно обед, как только мы влезли в рюкзаки, дождь продолжил своё грязное (или чистое?) дело. Впереди нас ждал спуск вдоль Кыргыза на реку Кураган.

Забыл отметить один момент. После брода Акчана я сдуру решил в треки вставить стельки из бродовых ботинок. И стёр ноги за полдня. В итоге попробовал заклеиться и пересел в бродовые ботинки и остаток дня прошёл в них.

А идти было непросто. Помимо того, что я и так полз медленно, добавилась боль от мозолей и стало совсем прекрасно. Но плющит, плющит, а косить-то надо (с), поэтому мы шли вниз. Спуск по Кыргызу - это было непросто. Прошедший дождь превратил тропу в сплошную грязь, наступать надо везде очень аккуратно и ни в коем случае не съехать никуда. В первую очередь с катушек.

Бродили Кыргыз мы раз пять, наверное. Так тропа идёт, мы не уиноуаты. Один раз бродили в таком месте, что, теоретически, если бы течением унесло, то всё. Там такие камни и такая крутизна, что капец. И когда мы, наконец, перебродили последний раз и спустились чуть ниже, мы были вознаграждены кончившимся дождем, солнышком и совершенно волшебным местом, на котором я залип минут на 5, не меньше. Просто стоял и смотрел. Там сливаются несколько истоков Кыргыза в один, место похоже на храм. Вот не больше, не меньше. И свет через деревья - просто слов нет. Фото даже сотой части не передаёт.

И вот мы спускаемся, спускаемся, спускаемся, ещё спускаемся и понимаем, что нам ещё надо спускаться. Дальше. Ниже. НИЖЕ! Ещё метров 400, а по карте осталось совсем мало пройти. Что это значит? Конечно! Это значит, что крутизна спуска такая, что покатались мы там все. С учётом грязевой тропы и постоянного напряжения на сложном спуске мы дошли до стоянки в состоянии абсолютного охренения. Было наше с Оксом дежурство и мы радостно заточили макарошки, как щас помню. Вкусно было до одури. Отдельно отмечу, что очень легко было мыть ботинки. Они мокрые изнутри, а снаружи грязные - их надо было просто опустить в реку и всё😊

Столько приключений и только третий день похода. Радости нашей не было предела. Но дальше, говорил я, должно быть проще. Тут тропа, чо, большая тропа, Кураган исхожен вдоль и поперёк, ребята! Я знаю короткую дорогу! И мы пошли вверх по Курагану. По тропе. А она разбита лошадьми. Я честно думал, что наша скорость будет чуть больше, чем она была на самом деле. Ну хотя бы в два раза. Но хрена с два. Мы ползли по этой тропе как могли, перепрыгивая с кочки на кочку, с камня на камень, с дерева на дерево. В какой-то момент Витька показывает - ой, а что это такое? Мы собрали консилиум и путём долгих исследований собственных свежеотложенных кирпичей пришли к выводу, что это - следы медведя. Чо ему в лесу не сидится, падле, подумал я, правда, через некоторое время осознал, что что не сидится отнюдь не медведю. И он-то, как раз, дома. Сказать, что мы стали аккуратнее передвигаться - не сказать ничего. В смысле, мы как ползли, так и продолжали ползти. Некоторый фатализм разбавляли мысли о том, что надо вставать спиной к спине, выставлять палки наружу и поднимать рюкзаки над головой. Как это сделать, имея всего две руки - не так важно. Г-г-глав-в-ное - н-не б-б-бояться.

Окс с Витей устроили диспут на тему съедобности грибов, мимо которых мы проходили. Это вдохновляло и радовало, был шанс остаться живых после ужина, если они угадают с грибами. На всякий случай Витька нашел ещё дикий чеснок и дикий лук. Чтобы уж наверняка.

Дойдя до границы Катунского заповедника мы решили, что не пойдем дальше и встанем лагерем пораньше, чтобы немножко привести себя в порядок. Лёха с Витей приготовили прекрасное розовое пюре с грибами, цвет обеспечивала сублимированная свекла в овощной смеси, радости нашей не было предела, выглядело абсолютно прекрасно. Мы все помылись и долго обсуждали, вставать на днёвку или нет, потому что наши охреневшие ноги говорили нам, что неплохо было бы отдохнуть. Но было принято решение пройти ещё один день. Он не должен быть сложным, а нам ещё надо штурмовать Джалама Центральный, перед ним лучше отдохнуть, потому что кто знает, что там будет (если бы мы знали, что там будет, мы бы, с вероятностью, вообще бы не пошли его😊)

В итоге мы всё по той же отличной тропе, исхоженной и изгаженной лошадьми (как мы были рады, что не видели на тропе медвежьего говна, вы бы знали), допрыгали до Казинихинского кордона, где нас встретили добрые егеря, проверили пропуска и указали дальнейшую дорогу, объяснив некоторые нюансы и радостно рассказав, что они без ружья не ходят, Кураган же - страна медведей. Мы посмотрели на свой единственный топор, сглотнули, подняли руки повыше и резко опустили их вниз, решив, что назад поворачивать точно не будем.

Тропа вела нас дальше, через прекрасные мосты, реки, по удивительно красивым склонам, с видом на прекрасные скальные склоны другой стороны реки Иолдо (ударение на последнюю «о», Иолдо, сливаясь с Казинихой образуют Кураган, так что одновременно можно увидеть три реки.), по курумнику, мимо медвежьего говна, мимо… ЧТО? МЕДВЕЖЬЕГО ГОВНА??? Тут мы сами чуть не отложили рядышком пару какушонков. Всё дальнейшее ущелье мы шли, покрикивая «Хоп! Хоп!» и стуча палками. ПРОСТО НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ! Дойдя до реки, которую нам егеря назвали Бочанихой (хотя по карте река с названием Бочаниха должна была быть с другой стороны Иолдо и ниже по течению. Начинаете замечать закономерности, да?), мы встали на долгожданную днёвку. Это было 28 августа. 5-й день нашего похода. И день рождения деда. Как можно лучше вспомнить деда, чем припереться в очередной конец географии, забраться в самую подмышку вселенной и сидеть у костра, вспоминая бесчисленные истории, которые приключались с ним в походах?



Какая хорошая тропа



Бонсай. Камень метра 4 высотой.



Водопад Куйгук



Озеро Куйгук



Озеро Куйгук, вид сзади



Озеро Куйгук, вид ещё сзадее.



No comments



Нам туда не надо. Слава богу.



Это начало спуска. Привязались и пытаемся понять, как слезть.



Седло - это перевал Куйгук, мы оттуда спустились



Топаем



Бродим



Изумительная погода



И тем не менее, изумительная.



Храм на реке Кыргыз. Даже сотой части красоты не передаёт.



Вид на Кураган. Кажется.



СЛЕД! Нога Вити для масштаба.



Позвони маме! А говорят, на Алтае нет телефонов.



Розовое пюре! Розовое пюре! Кто мне расскажет, кто покажет, эщкере бещкельме!



Слева Казиниха, справа Иолдо, дальше - Кураган.



Днёвка. Постирались.

поход, Отчёты, путешествия

Previous post Next post
Up