Или блог. Зачем вообще ведут дневники? Есть ли в этом какая-нибудь сермяжная правда, или личный блог - это способ потешить эго, провести время без пользы, своего рода хобби, от которого никакого толку? Многие именно так и думают, их, как закоренелого ковид-диссидента, ни за что не переубедить. Баловство и графомания - скажет вам гражданин со страничкой Вконтакте, на которую он заходил три года назад для того, чтобы поменять аватарку. При этом сам он ежедневно сидит в Ютубе, смотрит нарезку с видеорегистраторов, играет в Кэнди Краш на рабочем месте и скроллит ленту в Телеграме до двух ночи. Вот это вот все - да, а личный блог - неееет.
У науки мнение иное. Социологи и литературоведы в один голос утверждают, что ведение дневника - занятие мало того что полезное и конструктивное, но еще и системообразующее. Т.е. одно из таких, которые делают человека человеком.
Дневник, даже если это влог, - явление литературное. С этим не поспоришь. Да, его нельзя отнести к высоколитературным художественным жанрам, но к публицистике - вполне. Мемуары, заметки, записки, воспоминания, открытые письма - все эти тексты принадлежит к тому же «исповедальному» жанру и изучаются теорией литературы.
Могут возразить, что литературоведы имеют дело с дневниками людей известных, писателей там или политиков, какова же ценность блогов, которые ведут все, кому не лень? На это можно ответить, что блоги ведь ведут не для того, чтобы их изучали филологи. И тут мы возвращаемся к исходному вопросу, а для чего их ведут?
Давайте разберемся.
Жанр дневника в Российской империи зародился в начале
XIX века. В литературе тогда, кто помнит, безраздельно царствовал романтизм с его пристрастием к приватно-личным жанрам. Воспоминания, дневники, заметки проникли во все сферы жизни. Кто умел держать перо, тут же садился за воспоминания. Даже молодежь. С тех пор дневник вошел в привычку и стал неотъемлемой частью отечественного литературного ландшафта.
Не всем известный славянофил Александр Иванович Кошелев в переписке с Иваном Васильевичем Киреевским (переписка это тоже, между прочим, дневниковый жанр) сообщает:
Я привык рассматривать происшествия и замечать их последствия. Слог же мой, кажется, ежедневно более и более образовывается, и мысли мои объясняются. Избрав себе предводителем Робертсона, я смело иду своим путем.
Профессор В. С. Печерин, которого петербургский режим лишил подданства за дискредитацию и фейки, так вспоминал о своем гувернере-немце:
Он заставил меня писать на немецком языке дневник, т. е. записывать маленькие события дня и мои собственные о них мысли, а потом он это поправлял.
Посредством дневника учитель хотел выработать у ребенка навык самонаблюдения, свойственный, как известно, зрелой личности. Ведь только зрелый человек способен посмотреть на себя со стороны.
Мы все склонны к саморефлексии. Дневник единственный позволяет реализовать эту склонность. Зафиксировать блуждающую мысль, отследить, как менялись со временем пристрастия, вкусы и привычки, связать в единое целое внешние события и свое настроение. Именно для этого пишет в блог большинство людей. Осмыслить произошедшее, высказаться на животрепещущую тему: на квасе или на кефире делать окрошку, стоит ли запретить нейросети, как правильно воспитывать детей, а - щенков?
Огромный бонус, доступный современному автору, - всеобъемлющий, всепоглощающий интерактив. Если комментарии не закрыты, то обмен мнениями, как пресловутая любовь, может длиться вечно.
Дневник, особенно если писать в него регулярно, превращается в самоотчет. Не в дайджест, летопись или хронологию, а в список знаменательных событий, того жизненного материала, который зацепил автора.
И в этом, простите за пафос, гуманистическая ценность дневника. Переживания и чувства отдельно взятой личности остаются на бумаге или в сети, и могут быть извлечены на свет в любой момент. Именно в этой точке автор вместе с читателями прикасается к вечности. Про блогера ни один Гамлет не посмеет сказать:
Александр умер, Александра похоронили, Александр стал прахом, прах - земля, из земли добывают глину. Почему глине, в которую он обратился, не оказаться в обмазке пивной бочки?
Истлевшим Цезарем от стужи
Заделывают дом снаружи.
Пред кем весь мир лежал в пыли,
Торчит затычкою в щели.
Какое наследие оставил Александр Македонский? Ни слова, ни мелодии, ни рисунка на стене. Одну только смерть, плач и разорение. Сомнительные победы... Гордиться нечем. Ни одного доброго дела, чтобы помянуть. А сколько всего интересного оставил человек, который писал и писал хорошо, как учитель Александра - Аристотель!? А как на него смотрит сегодня, спустя две тысячи лет, благодарное человечество? Как на гения. Выводы сделайте сами.
Аристотель, созерцающий бюст Гомера. Художник Рембрандт, 1653 г.
Невозможно отрицать, что любой дневник, даже если стиль автора хромает, - замечательный исторический источник, написанный непосредственным участником событий. Какое счастье, что Вяземский оставил нам помимо своих стихов, хороших, никто не спорит, но во многом второстепенных, еще и воспоминания, изданные под заголовком «Старая записная книжка». А Герцен с его «Былое и думы», а Бунин с «Окаянными днями», а цветаевская дневниковая проза, а дневники Толстого?
И даже сегодня, в наше грозовое время, когда хочется лечь и не вставать с дивана, потому что мир летит в тартарары, дневник может стать тем спасательным кругом, той соломинкой, которая придет на выручку утопающему. Боэций предлагал утешаться философией, почему бы не утешиться литературой?
Екатерина Шульман, кстати, советует записывать события окаянных дней, вести дневник, собирать в копилку явления и факты. Это бесценный материал, через какое-то время он пригодится. А уж в качестве источника по истории эпохи непременно!
Дневник ведут еще и для того, чтобы записать все то, что не умещается в голове. Сколько в жизни событий? Все и не упомнишь! Зато если вы запишите их, через год или два ЖЖ пришлет вам напоминание: «Один день в вашем блоге. Вспомните, что вы писали в этот день, 18 июня, в прошлом!», и вы вспомните и порадуетесь, и скажете: «Да, со мной такое было и это было весело». Или грустно... Но в любом случае было.
Бернарден де Сен-Пьер утверждал: «Все, что я доверяю бумаге, я извлекаю из своей памяти, и, естественно, забываю об этом». И действительно, стоит нам что-либо записать, как мы тотчас же про то забываем. Освобождаем место для новых мыслей. Занеся событие в дневник, мы навсегда сохраняем его в памяти, и в любой момент можем достать оттуда и пережить заново. Это ли не чудо?
Декабрист Иван Пущин в Сибири, перечтя свой лицейский альбом, скажет:
Многое мне напомнила допотопная тетрадка. Как живо я перенесся в былое - как будто и не прошло стольких лет.
Чтение дневников и воспоминаний людей из предшествующих эпох позволяет погрузиться в тот исторический предметный мир, словно на машине времени перенестись в XIX, XVIII и даже XI век.
Дневник обостряет восприятие жизни, поскольку позволяет смотреть на жизнь не как на результат (родился, учился, женился, устроился на работу и т.д.), а как на процесс. Описывая впечатления от прожитого дня, автор наполняет свою жизнь особым, простите за умное слово, экзистенциальным смыслом, проживает ее во всей полноте, пребывает здесь и сейчас, получает эстетическое наслаждение от занятия творческой деятельностью. Когда пишешь, то понимаешь, чтó имел в виду Блок, когда говорил: «жить на свете и страшно и прекрасно».
Автор дневника играет две роли: непредвзятого хроникера и заинтересованного участника. Он должен успеть все описать и одновременно все пережить. Когда ему это удается, когда текст эмоционально заряжен, когда читатель заражается чувствами автора, тогда достигается цель творчества - сопереживание, сотворчество, если хотите. Пост набирает много лайков, комментарии взрывают рейтинг, волны обсуждения плещут и бушуют несколько дней, пока, наконец, не успокоятся, подготовив почву для нового поста.
В общем, как видно, мотивов ведения дневника предостаточно. А с какой целью ведете дневник вы?