Не так много моих знакомых знает, что я увлекаюсь архитектурой. Увлечение моё, конечно, чисто созерцательное, но на красивые дома я могу смотреть бесконечно. Рига - это просто праздник для любителей архитектуры! Такого количества шедевров я не видела нигде.
В XIX в., когда Рига стала важным экономическим центром, вокруг средневекового ядра города возникли предместья, сначала с выразительными деревянными строениями в стиле классицизма, затем - в стиле модерн (югендстиль или арт-нуво). Многие из построек модерна возведены по проектам архитектора Михаила Эйзенштейна, отца того самого знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна, снявшего "Броненосец Потёмкин".
Михаил Эйзенштейн был высокопоставленным рижским чиновником, а архитектура являлась лишь его частным хобби. Предаваясь своему увлечению, Эйзенштейн в первые десять лет двадцатого века спроектировал несколько десятков домов в пределах Риги, большая часть которых располагается в центральном районе города, в котором находились преимущественно доходные дома.
Наиболее значительные сооружения Эйзенштейна, которые обычно демонстрируются туристам - три здания по Елизаветинской улице (ныне Элизабетес) под номерами 10а, 10б, 33.
Элизабетес 10б.
О доме на Елизаветинской 10б, признанном современными исследователями творческого наследия рижского мастера визитной карточкой столичного модерна, Сергеем Эйзенштейном было замечено буквально следующее: «Папа - растягивавший человеческие профили на высоту полутора этажей в отделке углов зданий. Вытягивавший руки женщин, сделанных из железа водосточных труб, под прямым углом к зданию и с золотыми кольцами в руках. Как интересно стекали дождевые воды по их жестяным промежностям». Кстати, лица предполагаемой «Евы» или некой оперной дивы, как предполагали скрупулёзные комментаторы, достигают 4,3 метров в длину. А что касается «железных» дев, то они были безжалостно ликвидированы партийными функционерами из департамента культуры в Советский период, как утверждает непроверенная легенда, с молчаливого согласия сына. Другая версия гласит, что скульптурные женские композиции были низринуты во время сильного шторма при откровенно загадочных обстоятельствах.
Балкон, Элизабетес 10а.
В основном доходные дома, спроектированные Эйзенштейном, принадлежали людям с репутацией проверенных бизнесменов. Известный статский советник Лебединский был сказочно богат, часто бывал в гостях у Эйзенштейна и являлся его постоянным клиентом. Другие строения: пять домов с нечётной стороны улицы Альберта (2, 2а, 4, 6, 8; рациональный модерн).
Альберта 4. Хорошо отреставрированное здание, в котором сейчас располагается посольство Венгрии.
О Доме на Альбертовской 2а можно сказать, что скульптурные изображения двух колоритных сфинксов, обрамляющие входы, некогда были зарисованы ещё очень маленьким Сергеем Эйзенштейном. Впоследствии, став взрослым, он побывал в Алупке, где его внимание не могли не привлечь изображения крылатых львов. В своём всемирно известном творении - немом фильме "Броненосец Потёмкин" он использовал «крылатые» скульптурные мотивы, органично вкрапив их в панораму действия на одесской лестнице.
Альберта 2.
Этот дом знаменателен ещё потому, что в нём прожил свои детские годы основоположник нового философского направления Исайя Берлин, родившийся в Риге. Об этом гласит мемориальная доска на здании.
Сфинкс и мемориальная доска.
Улица Альберта, нечетная сторона.
Также его архитектурному перу принадлежит угловое здание по улице Альбертовской, 13 и здание на улице Стрелков, где ныне располагается Высшая школа юриспруденции. Эти здания как будто выполнены в стиле декоративного модерна, однако их не могла не затронуть инженерная составляющая творчества Эйзенштейна. О доме, отреставрированном меценатом Евгением Гомбергом, Эйзенштейн-младший высказывался в следующем ключе: «Папа - победно взвивавший в небо хвосты штукатурных львов - lions de plâtre, нагромождаемых на верха домов».
Альберта 13.
Альберта 13.
Альберта, нечетная сторона.
Альберта, нечетная сторона. Похож на какой-то средневековый замок.
Необычный декор Эйзенштейна, условно именуемый знатоками направления модерна как «туловище угря», «удар кнута», «женские подвязки», был адаптирован им в оригинальной манере. Ансамбль строений Эйзенштейна предстает энциклопедией городского быта среднего слоя населения Риги, а также по нему чрезвычайно ярко можно прочесть мировоззрение автора. Парадоксально, однако почему-то в первую очередь, начиная разговор о развитии и распространении модерна в Риге, упоминают имя Михаила Осиповича Эйзенштейна, в то время как существует большое количество архитекторов, построивших на порядок больше домов. Возможно, определённым образом оказывает влияние уровень раскрутки, но вопреки фактору раскрутки нельзя не признать таланта мастера, благодаря которому Рига по праву может считаться одной из метрополий архитектурного модерна в контексте всей Европы.
Статья из
Википедии.
Как вы уже, наверное, поняли, для того, чтобы увидеть всю эту красоту, достаточно пройтись по нескольким улицам в центре Риги. Конечно, это не единственные представители арт-нуво, но самые популярные. Заинтересовавшимся предлагаю посмотреть интересный фильм о рижском арт-нуво.
Click to view
Вот ещё фотография из парка. Канал с кувшинками, по которому иногда проплывают лодочки.
Правила латышской орфографии: ко всем мужским именами прибавляется буква "s" в конце. Очень смешно читать афиши: Александрс Масляковс, Филиппс Киркоровс, Леондис Агутинс и т.д. Когда мы шли по Юрмале, перебирая вслух имена российских шоуменов и смеясь над получившимся результатом, я назвала Максима Галкинса, и перед нами неожиданно появилась эта афиша, было очень смешно. Это ещё что! Нам рассказали, что в Литве делают с женскими именами, когда по несколько раз приходится менять фамилию, потому что ты вышла замуж или развелась!
На этом мой рассказ про Ригу заканчивается. Следующая точка маршрута - столица Литвы - Вильнюс.
Отчёт в цифрах.
1. Эстония:
Таллин.
2.
Хаапсалу.
3.
Тукси.
4. Латвия: Рига.
Часть 1,
часть 2,
часть 3 (эта запись).
5.
Цесис.
6. Литва:
Вильнюс.
7.
Тракай.
8. Белоруссия:
Минск.