Много где по Украине пошли снимать памятники Пушкину.
Как я к этому отношусь? Да нейтрально, на самом деле.
Памятник - это лишь кусок металла, камня или гипса. И если кому-то из моих соотечественников мозолит глаз - ну чего ради им каждодневно это терпеть?
Тем более, как бы так сформулировать, памятники Пушкину в абсолютном большинстве своём - это совсем не памятники Пушкину. Потому что 99% тех мест, где этот памятник стоял, к Пушкину и его жизни никакого отношения не имеют. Равно как и россыпь топонимов.
И дело не в персоналии Пушкина, имперец он там или не имперец - вот уж что совершенно всё равно. Дело в том, что ставились эти памятники людьми, Пушкина знающих так же скверно, как я Бхагават-Гиту. Ставились не потому, что Пушкин им чувства добрые лирой пробуждал, а просто потому, что из центра пришло указание.
Все эти памятники - они не Пушкину. Это тотемные столбы российской (даже не русской) культуры, столбящие за собой пространство, с одним лишь намерением - показать, кто тут главный, и у кого малиновые штаны. Это не Пушкин как таковой, писатель и поэт, это бездушное идеологическое орудие, попавшее в нечистоплотные руки.
Пушкин - великий творец, но величие его - не в бронзовых кудрях, не в мраморных бакенбардах. А в его книгах.
И мне, чтобы знать и любить его творчество - а я с Пушкиным знаком, мягко так скажем, получше орд и полчищ громко визжащих якобы в его защиту шакалов, вовсе не нужен произвольно водруженный на улице бюст.
Конечно, нередко на замену также приходят персонажи во многом случайные, но все-таки есть в этом момент обновления.
Память не должна становиться надгробной плитой. И если что-то тяготит, удручает и омрачает, то это надо менять.
Город - это живое пространство, для сегодняшнего бытия, а не скопище недвижных склепов и глухих статуй.
Город - это холст, живопись. А не мертвопись.
От так, касатики.
И можете положить мои слова в банк и получать проценты, как говорят суровые герои вестернов, работники кольта.
Конечно, нередко на место одного исчезнувшего памятного персонажа приходит другой, также не всегда имеющий отношение к конкретному месту, но к улице Леси Украинки в Луцке, о которой сегодня сказ, это не относится.
Потому как Леся Украинка (Лариса Косач-Квитка), в
Луцке жила, важные годы становления.
Тут ее дом.
Тут, у
замка Любарта, посаженный ею ясень.
Лесю волыняне очень любят, да, впрочем, как ее и не любить?
Я к поэзии, в отличие от прозы, каюсь, отношусь весьма касательно, мне видится, что чары музы Эвтерпы вообще крайне избирательны, но от творчества Леси Украинки просто таю.
Ее слог, он такой нежный, такой журчащий, как лесной ручей, чувственный, женственный - и одновременно с тем несгибаемый и упрямый, какой была и она сама - искалеченная в юные годы костным туберкулезом, всю жизнь живущая в боли - и сумевшая в этом не озлобиться, сохранить глубокое и благородное человеколюбие, ограждать себя от излишеств, дьявольских иллюзий простых решений, и не предавать любимых - в частности выйдя замуж без благословения, следуя за сердцем и только своим решением.
В общем - вот уж кого невозможно взять в казенный чиновничий оборот.
Вот, а улица является главной в городе пешеходкой, так что немудрено, горожане и гости Волыни принарядиться и погулять стекаются сюда.
Чего-то особенно отличного от иных всяких прочих городских променадов тут нет, но и бог с ним.
Ясно, улыбчиво и мило, особливо в погожий день, и в сердце оттого радость.