Луцк. Открытая Волынь - или это, наконец, свершилось

Jul 22, 2023 17:58



Долгое время Волынь оставалась последней из областей Украины, в которой я не бывал.
И вот, историческое событие - последняя персональная украинская терра инкогнита закрашена, а карта посещенных регионов Украины становится в моем случае цельной и монолитной.


Странно, что этого не произошло раньше, потому что с Волынью я связан родственными нитями - мои прадед с прабабкой по материнской линии отсюда родом, оба выходцы с хуторов Ковельского района.


Правда эта же ветка родословной самая темная - в частности мой дед, их сын, родился уже, однако, в Екатеринославской губернии, ныне Днепропетровской области, куда оба его родителя, называя вещи своими именами, бежали, тщательно изничтожая волынские документы.


Бежали явно на понижение - от, по всему судя, относительно зажиточной жизни в нищий хутор.
Явно были не простыми - грамотными, в частности.
И в совершенстве владели помимо украинского языка также и польским.


В случае прадеда и прабабки это не удивительно, на время их рождения Волынь - территория Польши. Логично знать.
Но польским в совершенстве владел и дед, родившийся уже в приднепровских степях - а это уже вызывает вопросы.
Моя бабушка, когда с ним ругалась, то порой в сердцах звала его пшеком, да.
Да даже внешне он такой, польской породы - высокий, статный, поджарый. И для хуторского мальчика сильно талантливый - сам освоил дюжину музыкальных инструментов, художник-самоучка, великолепный танцор, не говоря уж о том, что поступив в институт (сам, всё сам), сделал карьеру до ведущего инженера крупного уральского завода, а параллельно и партийную в Днепропетровском ОБКОМе, куда мог звонить, просто называя фамилию, и его сразу соединяли с тем, кем надо.
А Днепропетровский ОБКОМ, напомню, это и Хрущев, и Брежнев, и вообще, в советском макрокосме то еще место силы.
Случаются, конечно, на свете самородки, но все-таки гораздо чаще родители чадам что-то из былых знаний и умений таки передают.


Фамилия - Сохацкий. То есть могущая быть и украинской, и польской.
Его сводного брата расстреляло НКВД, причина расстрела - "польское происхождение". Дословно.
Опять же, причиной могла быть любая иная, плюс брат - сын матери от предыдущего брака. И вообще неясно, какое-такое польское происхождение, если у матери фамилия Садовникова - которая, впрочем, скорее всего принадлежала какому-то из ее предыдущих мужей - а с моим прадедом у них разница 12 лет.


Темное дело, очень темное.
Дед, по причинам, к которым у него явно были основания, тщательно скрывал свое происхождение.


Чем, вероятно, спас себе жизнь. И осложнил мне получение "карты поляка" - на что я, впрочем, учитывая обстоятельства, разумеется никак не обижаюсь.


И еще странность - по этой ветке родословной исключительно какие-то поздние браки, и поздние рождения детей, ближе годам к 40.
Что, опять же, не есть что-то экстраординарное, но все-таки необычное в тогдашнем обществе.
В частности в другой ветке моей родословной браки исключительно молодые, лет в 20, и так получается, что прадеды с одной ветки родословной - ровесники дедам с другой.


В общем как ни крути - а Волынь, благодаря темноте семейной истории, невольно для меня окрашивалась в сумрачные тона.


Оттого, приняв таки решение посетить последний непосещенный украинский регион, я пребывал в некотором мистически-сумрачном настрое - который, впрочем, городом Луцком оказался начисто развеян.


Ибо Луцк, несмотря на свое западное местонахождение, больше по виду и настроению скорее напоминает в Украине города центральные, а то и вовсе порой восточные.


А еще - отдельными фрагментами, вплоть до стойкого дежа вю, сквозят параллели с Беларусью.


Что, впрочем, совсем не удивительно, так как Волынь с Беларусью соседствует, пояс тут один, одно Полесье на двоих, да и история Волыни в наибольшей мере из украинских регионов связана с Великим Княжеством Литовским, от мелочей, Витовтов, Радзивиллов всяких и вплоть до замка Любарта в центре, который мне стойче всего напомнил беларусскую Лиду.


И люди, кстати, тут своей породы, с беларусами схожи.
И, в частности, есть какая-то отдельная луцкая каста, особенно среди девок - высокие, блондинистые, длинноногие.
Очень интересное ощущение, когда по улице идешь, а больше половины девок вокруг выше меня - хотя я 177 см, вроде не пигмей.

Ну и вообще, конкретно про Луцк говоря - от него как-то многого не ждешь, но в том числе оттого много получаешь.


Город оказывается куда интереснее ожиданий о нем, плюс огромный, как сказал, средневековый замок, плюс большой, весьма сохранный Старый город, сохранный исторический центр, сочетающий в себе экзотику в виде кирхи, монастыря бригидок и боевой синагоги (я не шучу) - в общем я вам сейчас кидаю весть на затравку, что Луцк будет, а вы там подгребайте попкорн, расскажу да покажу.


Украина, Путешествия

Previous post Next post
Up