Сотериология Ансельма Кентерберийского

Dec 23, 2017 12:50


Главный вопрос, который задает Ансельм в одном из основных своих трудов, посвященном христологии и сотериологии - «Почему Бог стал человеком» - звучит следующим образом: зачем было необходимо боговоплощение и крестное страдание Спасителя, и не было ли иного выхода? Прежде всего Ансельм допускает, что кто-либо мудрее его сможет гораздо лучше и более исчерпано прояснить проблематику данного вопроса. Однако он приступает к рассуждению, взывая к Божьей помощи и желая использовать богоданный разум, как то должно и возможно человеку.

Ансельм видит необходимость и механизм искупления в принципе замещения, когда непослушание одного человека исправляется послушанием Другого; или когда дьявол, победив человека и внеся в мир страдание, должен потерпеть поражение тоже от Человека и через Его страдание. В этой идее заместительного искупления, когда именно сам Сын Божий становится человеком и лично исправляет грехопадение всего мира, Ансельм созерцает несказанную красоту, поскольку иначе бы весь человеческий род погиб, чего Бог никак не мог допустить. Решение о пришествии в мир и искупительном подвиге Спасителя лежит непосредственно на Боге - Отце, Сыне и Святом Духе. В самом боговоплощении Кентерберийский епископ не видит ничего постыдного или унизительного для Сына Божия, следуя халкидонской вере Церкви, исповедующей соединение в одном Лице двух природ - божественной и человеческой, - через что Бог не унижается, а человек возвышается.



Вникая более подробно в предмет своего рассуждения, Ансельм говорит, что человек создан для блаженства, но в земной жизни он его не может достичь, если ему не отпущены грехи. Более того, человек, даже и ангел, имеют перед Богом долг, состоящий хотя бы в том, что воля разумного существа должна быть полностью подчинена воле Божией. В противном случае и происходит грех. В этом значении грех мыслится как похищение у Бога того, что Ему по определению принадлежит, то есть наше послушание. Это буквально бесчестит Бога и приносит Ему оскорбление, за что необходимо гораздо большее воздаяние.

Данное воздаяние, как уплата подобающего долга Богу, должно свершится по собственной воле виновного человека, который стал не способен на уплату, будучи наследником и рабом греха, а тем самым и дьявола. Следовательно, Богу приходится возвращать должное против воли грешника путем справедливого наказания. Понимая, что такое представление о Боге может серьезно смущать, Ансельм подчеркивает, что честь Бога ничто не способно ни приумножить, ни убавить. Но требование воздаяния обуславливается несоблюдением разумной природой того, что Творец положил в ее власти для сохранения установленных Им красоты, порядка и строя мироздания; того, за что эта разумная природа несет ответственность.

Итак, мало того, что человек должен был следовать воле Божией, то есть быть праведным, любить и предпочитать Высшее Благо ради Него Самого, но он сверх того самолично нарушил союз с Богом, сотворив из себя неоплатного и немощного должника. Мало того, что человек мог пребывать в блаженной жизни, никогда не коснувшись смерти, но по собственной вине он вводит сам себя в смертное состояние. Таким образом, человек нуждался в помощи свыше, поскольку оставить падшего человека, обреченного на погибель, Творец не мог по той же причине, что Его воля непреложна и подлежит быть непременно исполненной. А так как Бог предопределил блаженное и вечное бытие тварного мира, то ничто не должно было остановить появление Спасителя. Милость искупления совершает Бог не ради Себя, а ради нас, которые ради Него не устояли в добре, но предпочли зло ради себя.

Необходимо было, чтобы за грех человека было уплачено «нечто большее, чем все мироздание». Возмещение ущерба видится Ансельмом в возвращении изначальных обязательств человека - праведности и послушания, похищенных им у Бога. Но недостаточно просто вернуть похищенное и возместить принесенный ущерб, а уже требуется гораздо большая цена, особенно если совершенное было направлено против Бога. При этом что может быть больше целого мироздания, нежели сам Бог? Следовательно, подобное под силу разве что только самому Богу.

Собрав воедино два тезиса: во-первых, что человек не в состоянии уплатить за свой грех, хотя должен, и во-вторых, что это сделать может только Бог и что этого требует Его воля, Ансельм делает уже кажущийся очевидным главный вывод - это должен совершить Богочеловек, в едином Лице которого не смешиваясь соединились бы совершенный Бог и совершенный человек. Чтобы была возможность принести удовлетворение за человеческий род, Сын Божий родившись от Девы Марии становится сыном человеческим, то есть тем, кто действительно того же рода, что и согрешивший Адам. Кроме всего прочего, Ансельмом в этом усматривается и нечто промыслительное в рамках идеи заместительного искупления, а именно - если, по существу дела, причиной грехопадения явилась дева, то надлежало, чтобы и причиной восстановления тоже явилась Дева.

Иисус Христос это имя Богочеловека, Сына Божьего, воспринявшего человеческую природу, но не воспринявшего первородный грех, по той причине, что, с одной стороны, с Богом не может быть сопряжено никакое зло, а с другой, что это было сотериологически важно. В связи с этим Христос не имел в Себе греха и не сотворил его в Своей жизни, быв покорный божественной воле во всем, как и надлежало каждому человеку. Такое бытие Богочеловека не давало повода даже дьяволу, а тем самым и смерти, требовать власти над Ним. Отвечая на вопрос, почему Бог изначально не сделал таковым человека, не способным согрешить, Ансельм подчеркивает, что в этом не было нужды, покуда человек сам был способен придти к блаженству без вмешательства боговоплощения.

Не имея необходимости умирать, Христос был властен свободно распоряжаться собственной человеческой жизнью: если бы захотел, не дал бы Себя умертвить, но этого требовало божественное правосудие ради спасения мира, поэтому, как человек, Он добровольно идет на мученическую смерть, являющейся самым жестоким выражением и последствием грехопадения. Из этого следует, что Господь, который не был должен ни Богу, ни смерти, ни дьяволу, отдав самого Себя, то есть безгрешного и праведного человека в Лице бессмертного Бога, как бы в наказание на смерть, снимает вину и ответственность с человека, уплачивает весь долг человеческого рода, осуждает смерть и побеждает дьявола.

Жертва Христова есть жертва принесенная всей Святой Троице - Отцу, самому Себе, как Сыну Божию, и Духу Святому. Свое человечество Он жертвует «Своей Божественности, Которая одна и та же у Трех Лиц». То, что человек целиком и полностью отнял у Бога грехом и непослушанием (то есть себя), то Богочеловек возвращает от Своего лица обратно к Богу праведностью и послушанием. Все совершенное достойно любви и примирения более, нежели все грехи вместе взятые - ненависти и осуждения. Искупление, принесенное Христом, имеет абсолютное значение для всего человечества во все времена (и в прошлом, и будущем) и в любом месте, что возможно в силу единосущия по естеству Христа с родом человеческим.

Завершая богословие искупления Ансельм подводит итог, что «ничего милосерднее или справедливее и помыслить невозможно». Во Христе любой долг отпускается грешнику, если тот обращается к христианской вере и содержит себя в ней всеми надлежащими способами. В конце своего произведения Ансельм полагает, что если все сказанное соответствует истине, то это единственно благодаря Богу, а не ему.

Итак, в данной сотериологии человек, заключивший союз со своим Творцом и нарушивший богоустановленный порядок, предстает должником божественной правды. Однако уплату за весь человеческий долг берет на Себя Богочеловек Христос путем восхождения на Крест, отдав Свою жизнь за всех людей, заместив таким образом их Собою. При этом какой бы сухой и "юридической" ни казалась подобная концепция, в ней безусловно усматривается забота и любовь Бога к своему творению, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3,16).

Источник: "Cur Deus homo" Ансельма Кентерберийского

Догмат искупления, Боговоплощение, Ансельм, Сотериология, Бог, Догматика, Грехопадение, quod scripsi

Previous post Next post
Up