О драгоценности времени

Dec 23, 2017 17:11


В послании к Ефесянам есть интересный призыв апостола Павла:

«поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф 5,15-16).

Думаю, многим известно, что первохристианские общины жили каждодневным ожиданием Второго Пришествия Христа. Их жизнь была всецело наполнена священным трепетом, так как они думали, что вот-вот и придет Праведный Судья со всеми Ангелами небесными, чтобы судить живых и мертвых. Они предвкушали радость и торжественность этого славного события и конца всей мировой истории, согласно заповеданной Христом молитве: «Да приидет Царствие Твое» (Мф 6,10). Но, при этом, они прекрасно понимали, что на Всеобщем Суде каждому будет воздано по делам его.



Прошло уже почти два тысячелетия с тех пор. Церковь живет и действует. Ее евангельская миссия, так или иначе, продолжается. И неизвестно, сколько еще это продлится. Однако можем ли мы на каком-либо основании сомневаться, что рано или поздно все это сбудется? И если это так, то каждый человек увидит это событие, будучи живущим на тот момент или воскресшим. Каждый из нас своими собственным глазами увидит Спасителя - Того, о Ком мы читаем в Священном Писании; Того, Кого мы видим на иконах, Кому молимся, о Ком поем в своих песнопениях; Того, Кто, будучи совершенным Богом, стал совершенным человеком и взошел на Крест нашего ради спасения! Он - Христос - обещавший, что придет вновь, но уже во славе и для последнего Суда, именно Он предстанет пред человечеством, а человечество - пред Ним.

Возможно, это глупое сравнение, но не будет лишним вспомнить о том, как некогда мы учились в школе или университете и понимали, что когда-нибудь настанет выпускной; хоть и казался он чем-то далеким и неясным, но он неминуемо настал! Сейчас это кажется уже очевидной данностью и закономерным ходом житейских событий. Вот, примерно точно также и с днем Всеобщего Воскресения. Словно зря мы каждый раз читаем в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»? Эти слова, очевидно, должны быть словами сознательными в устах и мыслях христиан всех времен и народов - и это не случайное требование. С этими ожиданием и уверенностью в грядущее событие дóлжно следовать и тому, к чему призывает апостол Павел - «поступать осторожно» и «дорожить временем». Можно даже сказать - дорожить каждым решением, каждым словом и каждой мыслью. Все это будет иметь вес в тот День.

Хоть это и сложно представить, но если мы поймем, какая цена у всего, а цена - жизнь непреходящая, без невзгод и страданий, овеянная благодатью Божьей, где «будет Бог все во всем» (1Кор 15,28); и если, повторюсь, это осознать, что нас ждет и чего мы можем лишиться, то не важно ли, как велит Апостол, следить за собой и дорожить драгоценным временем? Кто наверняка сможет сказать, что его ждет спустя десятилетия, год или завтра? Человек может лишь предполагать, но он никогда не знает того, когда время прекратит быть ценным ресурсом.

Как говорится, что сделано - то сделано. Время не повернуть вспять, не исправить ошибок, поэтому оно так ценно. Земная суета покрыта терниями пустых и бессмысленных занятий, а на христианском пути путаться в них - дело опасное. Можно, конечно, рассудить, что исправлять ошибки нам помогает таинство покаяния, но в контексте относительности богоданного времени христианину вряд ли будет полезно полагать, что, дескать, сейчас погрешу, а потом покаюсь, исправлю свои ошибки - уж нет, подобное чревато. Нам следует не забывать, что сейчас - время покаяния, после смерти - его нет.

Бог знает о нас, о нашем будущем и промышляет о нашем спасении, но Он независим от времени, а мы зависимы, и нам жизненно необходимо следить за своим временем. Нередко мне приходят на ум эти мысли: какова же будет моя горечь, если я пойму в тот последний День, стоящим лицом к лицу с Богом, что лишился тех вечных благ, которые Бог обещал любящим Его? Но какова же будет радость между всеми верными, что они стали наследниками Царства Небесного, и убедились, что не зря всю свою земную жизнь дорожили временем?! Аминь.

Суета сует, Время, μετάνοια, Эсхатология, Апостол Павел, quod scripsi

Previous post Next post
Up