Приветствую! Как-то пропустил, что с Ромулом и Ремом было связано не только "волчье", но и "водное" посвящение, которые вместе упоминаются в ряде русских и западноевропейских сказках, что затрагивал здесь https://aloslum.livejournal.com/29686.html У меня ещё были соображения, насчёт того, что "волчье" посвящение было царским, а "водное" в большей степени жреческим. Возможно то же разделение подразумевалось и у близнецов. Сравни ещё Зета и Амфиона, рождённых дочерью бога реки, воспитанных пастухом, убивших своего двоюродного деда и построивших стену вокруг Фив (Павсаний, ссылаясь на Гомера писал, что они построили Фивы, толкуя это в том смысле, что тот видимо различал Кадмею, основанную Кадмом, и сами Фивы возле этой цитадели), при этом Зет отличался силой и страстью к охоте и войне (царские дела), а Амфион с помощьюмузыки привлекал зверей и даже камни (жреческие дела).
Кстати , можно заметить и продолжение сходств , в частности , нартского эпоса с древнегреческой мифологией. Еще до меня было замечено само по себе сходство Ахилла с Батрадзом ( неуязвимость , решающая роль в осаде крепости и пр. ; я бы еще добавил связь с громовержцем , например ). А Батрадз это сын одного из близнецов Хамыца , сына одного из близнецов Ахсартага (или Ахсара) и морской девы Дзерассы. Ср. с Ахиллом , сыном Пелея и морской богини Фетиды. Причем сам Пелей , сын Эака , возможно, мог быть изначально тождественен (?) одному из морских близнецов - Пелию. ( Впрочем , и сам Пелей Эакид составляет некую пару со своим братом Теламоном, правда, о морском происхождении там речи не идет. )
Опираясь на свой опыт сопоставлений и трактовок полагаю «генеалогическую мифологию» сложносоставным явлением, в котором на исторические пласты (порой миграционные или заимствованные) накладываются мифологические схемы (в рамках общей культуры
( ... )
Интересно , а как мог бы выглядеть сам механизм такого заимствования целой династии у египтян (народа , чуждого грекам ) и отнесения к своей генеалогии ? Вообще насколько велико сходство ? Связанные с Фивами предания обычно связываются с отголосками исторических событий , связанных с Грецией. Миф о Кадме - с финикийским влиянием , Сказание о войне Семерых против Фив и о походе Эпигонов - с войной ок. XIII века до н.э. , когда была разрушена Кадмея , что подтверждается археологически и т.д. Мне кажется , речь может идти скорее тогда уж о влиянии , чем о том , что просто египетская фиванская династия была перенесена на греческую почву и обросла отдельными подробностями. "Волк"-Лик , исходя из параллелей, скорей всего изначален на греческой почве в греческом мифе о близнецах с морским происхождением
( ... )
Стоит обратить внимание, что отношения египтян и греков в плане чуждости/близости можно сравнить с отношениями византийцев и руси. В данном же случае надо ещё отметить, что сама мифологическая династия как раз была прямо связана с Египтом: финикийский царь Агенор (которого сопоставляю с гиксосским Апопи II Акененрой), отец Кадма, был братом египетского царя Бела, отца Даная (предка Персея) и Египта; мать Агенора и Бела (кстати тоже близнецов и сыновей Посейдона) Ливия была дочерью египетского царя Эпафа, (которого сопоставляю с гиксосским Апопи-Апофисом I Аусеррой), приёмного сына египетского царя Телегона (Шалик-Салитис
( ... )
Помимо некоторого созвучия имён отметил бы их последовательность и хронологию (определённое число поколений до Троянской войны). Сам И. Великовский, идею которого развивал, весьма изощрённо сопоставлял Аменхотепа III и Эхнатона с Лаем и Эдипом, Саанехта (Сменхкара) и Тутанхомона с Этеоклом и Полиником, Эйе с Креонтом. А вот Кадма, основателя Фив, он отождествлял с современником Эхнатона царём Никмедом, изгнанным из Угарита и принёсшим в Грецию алфавитное письмо (а заодно возможно и предание о трагедии египетского царя-еретика). Своих сопоставлений уже не помню, кроме огромной силы Аменхотепа II, что сравнил с Амфионом в сочетании с силачом Зетом
( ... )
Ну сходство имен само по себе довольно относительно , важны и "биографические" параллели. А вот насчет хеттских сопоставлений - это представляется куда более убедительным
( ... )
Так хеттские сопоставление по сути тоже основаны на созвучии имён, некоторых соотношениях друг с другом, а также местной (Фригия, Лидия) и отчасти хронологической привязке. То же можно сказать о египетских царях Телегоне (Шалик?), Эпафе (Апопи), Агеноре (Акененра, возможно "финикийский" Агенор был спутан со своим близнецом "египетским" Белом, ср. Баал), Кадме (Камос), Эхионе (Яхмос). Кстати, в именах Лая, Эдипа и Креонта И. Великовский усматривал прозвища-характеристики: женоподобный (Аменхотеп III в старости изображался в женском платье), с повреждёнными ногами (тоже по изображениям Эхнатона), правитель, а имя Полиника вроде бы связывал с развязанной при том войной.
С комплексами (особенно первыми четырьмя) в принципе согласен, некоторые черты сам связываю с определёнными посвящениями: царским (соотносимым с ритуалами конца весны), жреческим (соотносимым с ритуалами конца зимы), а также вероятно просто воинским и полководческим.
Насколько я понимаю , про хеттских царей известно не так много , поэтому не многое можно и сопоставить с биографией героев греческой мифологии. Но то , что известно - в целом сопоставимо, поэтому сама вероятность тождества достаточно убедительно сохраняется. О египетских фараонах известий вроде бы больше , но сходства не прибавляется , поэтому и менее убедительно. Ну и то , что связи микенской Греции с Хеттским царством были более широкими ( официальными ) и вроде как более тесными , чем с Египтом , играет роль. Насчет отображения в греческой мифологии отдельных фараонов и финикийс3ких царей (или божеств) считаю это вполне возможным , всетаки , действительно , Инахиды связываются с Египтом .
Собственно Хигелак (названный даном у Григория Турского) был современником (и вероятно участником) переселения херулов на север. Кстати, и его и Беовульфа обнаруживаю как в свейской родословной Инглингов, так и в её аналоге (халейгском?) по Саге о Хервёр и Хейдреке. Сына Эггтеова геатского из рода Вагмундингов, сопоставляю с сыном Ангантюра III готского из рода Гудмунда (=Вермунда, отца Оффы), тоже не оставившим мужского потомства - Хейдреком Волчья Шкура (ср. датского тёзку Беовульфа сопоставляю с Флаккитеем, ср. прус. тлок - медведь и слав. длака - мохнатая шкура, откуда - волкодлак
( ... )
Как-то запутано и сходства между линией "Саги о Хёрвер" с Инглингами / их древнеанглийскими аналогами видится не очень много , на первый взгляд , по крайней мере. Вот зацеплюсь хотя бы за Хейдрека Волчью Шкуру
( ... )
Просто запутано изложено ) сходств отдельных и комплексных как раз много, хотя разумеется они не могут быть однозначными. У меня-то перед глазами была очередная таблица, которую сейчас отправил Вам по эмэйлу
( ... )
В русской (а также французской) традиции эти братья, близкие к русским правителям, похоже слились. Так, Данилу Игнатьевича (или Старо-ильевича (Олович?) или Ловчанина), погибшего при защите своей жены от похищения, можно сопоставить с Онгентеовом. Его же в качестве отца молодого героя, схожего с Ермаком, сопоставляю с Ожье Датчанином, сподвижником Эрно (Hernaut) Русского, в большой поэме о котором по сути представлены все варианты ссоры Ильи с Владимиром (включая отдельный вариант с Василием Игнатьевичем). При этом молодой герой соответствует младшему Хертниду, сыну Осантрикса и племяннику (или сыну) Илиаса и Вальдимара по Тидрек-саге
( ... )
Как-то пропустил, что с Ромулом и Ремом было связано не только "волчье", но и "водное" посвящение, которые вместе упоминаются в ряде русских и западноевропейских сказках, что затрагивал здесь https://aloslum.livejournal.com/29686.html
У меня ещё были соображения, насчёт того, что "волчье" посвящение было царским, а "водное" в большей степени жреческим. Возможно то же разделение подразумевалось и у близнецов. Сравни ещё Зета и Амфиона, рождённых дочерью бога реки, воспитанных пастухом, убивших своего двоюродного деда и построивших стену вокруг Фив (Павсаний, ссылаясь на Гомера писал, что они построили Фивы, толкуя это в том смысле, что тот видимо различал Кадмею, основанную Кадмом, и сами Фивы возле этой цитадели), при этом Зет отличался силой и страстью к охоте и войне (царские дела), а Амфион с помощьюмузыки привлекал зверей и даже камни (жреческие дела).
Reply
Reply
Reply
Еще до меня было замечено само по себе сходство Ахилла с Батрадзом ( неуязвимость , решающая роль в осаде крепости и пр. ; я бы еще добавил связь с громовержцем , например ). А Батрадз это сын одного из близнецов Хамыца , сына одного из близнецов Ахсартага (или Ахсара) и морской девы Дзерассы. Ср. с Ахиллом , сыном Пелея и морской богини Фетиды. Причем сам Пелей , сын Эака , возможно, мог быть изначально тождественен (?) одному из морских близнецов - Пелию. ( Впрочем , и сам Пелей Эакид составляет некую пару со своим братом Теламоном, правда, о морском происхождении там речи не идет. )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
С комплексами (особенно первыми четырьмя) в принципе согласен, некоторые черты сам связываю с определёнными посвящениями: царским (соотносимым с ритуалами конца весны), жреческим (соотносимым с ритуалами конца зимы), а также вероятно просто воинским и полководческим.
Reply
Насчет отображения в греческой мифологии отдельных фараонов и финикийс3ких царей (или божеств) считаю это вполне возможным , всетаки , действительно , Инахиды связываются с Египтом .
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment