Образование. Начальные школы.
Как бы это не показалось странным человеку конца XX века, но грамотность и наличие образования понятия всё-таки несколько различные. И, как показала практика, вполне возможно существование одного без другого как в одну, так и в другую сторону.
Например, человек в силу определённых причин вполне может обучиться самостоятельно или в семье или в каких-либо других местах (например, на работе) умению читать и писать, ни разу не посетив школу. (Разумеется, речь идёт о начале XX века.)
В качестве подтверждения данного тезиса можно рассмотреть состояние дел в Российской Императорской армии. Согласно тому же «Военно-статистическому ежегоднику России за 1912 год», низшие чины имели следующий образовательный ценз:
Таблица 11. Образовательный ценз Российской армии 1912 г. [
i]
Образование
Низших чинов (чел.)
Доля от общего кол-ва (%)
Высшее
1 480
0,12
Среднее
6 087
0,48
Низшее
125 494
9,96
Без образ.
1 127 098
89,44
При этом уровень грамотности, как указано ранее, оценивался более 2/3 от общего количества.
Что бы оценить эти цифры, можно привести пример Венгрии, где по некоторым данным уже к 1890 году 64% новобранцев имели законченное начальное образование [
ii].
Не сильно лучше императорской армии обстояли дела в вопросах образовательного ценза и у молодой Красной Армии во второй половине 20-х годов.
«По культурному уровню Красная Армия до сих пор получает пополнение далеко неудовлетворительное. В среднем, число грамотных определяется в 89%..., но среди грамотных, имеющие образовательный ценз, составляют 36%. Достаточно грамотных без образовательного ценза - 28% и малограмотных, в незначительной степени отличающихся от неграмотных, - 26%» [
iii].
Речь идёт о 1927-28 годах - солдаты этого года призыва должны были пойти в школу в 1914-15 учебном году. Но только чуть более трети, по самым оптимистичным прикидкам, смогли это сделать. Дополнительно, нужно отметить, что советская статистика 20-х - 30-х годов к военным, имеющим образовательный ценз, причисляла всех, кто посещал школу хоть некоторое время, без относительно того закончил он её или нет.
Определив, что грамотность и образование это, мягко говоря, не совсем одно и тоже, посмотрим, что происходило в Российской империи на рубеже веков в вопросах организации обучения населения.
Прежде всего, важно отметить, что из активного роста численности школ и финансирования народного просвещения никто и никогда не делал секрета. На активный рост числа школ в период царствования Николая II указывали многие советские исследователи. Например, А. Г. Рашин (Население России за 100 лет, М. 1956), А. В. Ососков (Начальное образование в дореволюционной России (1861 - 1917), М., 1982) и многие другие.
Итак, к началу XX века в Российской империи мирно сосуществовали несколько самых различных типов учебных заведений, с самыми различными уставами и программами, уровнем преподавания и образовательным цензом учителей, с принципиально разными сроками обучения (от 3 до 5 лет). Такая разношёрстная система образования досталась стране по наследству ещё от Победоносцева и просуществовала, по факту, до конца жизни империи.
Таблица 12. Ведомственная подчинённость начальных школ
Ведомственная принадлежность
Число школ
Число учащихся
1896
1906
1896
1906
МНП
32 708
48 288
2 339 934
3 660 628
Святейшего синода
34 836
42 696
1 116 492
1 983 817
Имп. Марии
357
422
16 769
24 016
Импер. человеколюб. общества
45
40
2 906
2 937
минист. имп. двора
39
11
1 836
710
МВД
459
26
21 315
1 270
мин-ва финансов
3
9
203
350
морского мин-ва
7
12
585
6 832
военного мин-ва
10 270
997
301 093
57 729
В таблице указаны количество и ведомственная принадлежность начальных школ на примере двух учебных годов. Следует учитывать также, что каждое ведомство имело свои собственные программы и взгляды на процесс обучения детей, а нередко даже и не одни на ведомство.
Более-менее внятные черты будущей (желаемой) системы образования наметились только в 1908 году после известных событий, всколыхнувших всю страну, - это обучение сроком не менее 4 лет, конкретные, чётко установленные суммы, выделяемые на конкретное количество учащихся, а также бесплатность, как минимум, первой ступени образования. Однако унификация образовательных учреждений, программ обучения и другие необходимые административные и методические нововведения так и не были внедрены. Их время наступит только при новой власти и в новой стране.
Как уже отмечалось, никто и никогда не отрицал темпов роста охвата населения школами. И, прежде всего, начальными, дающими элементарные необходимые навыки.
Таблица 13. Количество начальных школ и учащихся в РИ[
iv]
Годы
Начальные школы (шт.)
Учащиеся (чел.)
1896
78 724
3 800 833
1903
87 973
5 088 029
1906
92 501
5 738 289
1911
101 196
6 178 593
1914
105 524
7 896 249
1920
118 398
9 780 699
Как видно из таблицы, после количественного скачка в 2 -2,5 миллиона учащихся перед Русско-Японской войной темпы роста начального образования упали. Вновь возросли они только через несколько лет, увеличившись в абсолютном показатели за довоенное пятилетие ещё на 2 миллиона человек.
Для сравнения, в СССР всеобщее обучение было достигнуто полностью на всей территории страны, примерно, к 1933 году [
v]. Тогда, при населении в 165 миллионов человек, численность учащихся, получающих начальное образование, составляло 17873,5 тыс.[
vi]. То есть больше чем в 2 раза, по сравнению с 1914 годом, при, приблизительно, той же численности населения. Таким образом, можно оценить, что для достижения всеобщего обучения к 1915 году, Российской империи необходимо было иметь ориентировочно такое же количество учащихся младших классов. Не 16 млн, не 15 и уж, тем более, не 8, а, минимум 17,5 млн. учащихся.
Требовалось обеспечить ещё, как минимум, 9-10 млн. школьных мест.
С темпами прироста, которые показывала Российская империя в начале прошлого века в 2-2,5 млн. учеников за 5 лет, советский показатель был бы достигнут только во второй половине 30-х годов. И то только при оптимистических условиях сохранения темпов прироста, отсутствия войн и серьёзных экономических кризисов, которые наряду с существенными неурожаями сотрясали уже увядающую империю с промежутками в 5-10 лет.
Приблизительно такие же оценки даёт и Новый Энциклопедический Словарь (НЭС) в статье «Начальное образование», выпущенный в печать в 1916 году:
«Если бы увеличение числа учащихся продолжилось бы и в будущем тем же темпом, то всеобщее обучение было бы достигнуто через 16 лет»[
vii].
То есть ближе к середине 30-х годов. (не стоит забывать, что словарь издавался во время войны и в обязательном порядке проходил военную цензуру).
Соотношение учащихся по СССР и в Российской империи в начальных классах даёт возможности приблизительно оценить охват детей системой образования, что путём несложных вычислений подводит к цифре в 40-45% от общего количества молодёжи школьного возраста.
Косвенным образом это подтверждает и НЭС, опубликовав график охвата начальным образованием по губерниям. Лидерами, как всегда, оказались Москва и Петроград с 86,3% и 85,3%; в семи губерниях охват был 70-80%%, а в половине губерний обучались менее 50% детей подходящего для школ возраста.
Нужно отметить, что указанные цифры представляются завышенными, поскольку при их расчёте исходилось из данных, взятых по переписи 1897 года.
Кроме того, в действующей российской системе образования 10-х годов XX века, по факту, отсутствовала преемственность между различными звеньями системы образования. Так, из всех детей, окончивших начальные школы в это время, в средние учебные заведения смогло поступить лишь 2,5% выпускников школ предыдущей ступени [
viii].
---------------------------
i Россия 1913 год: статистико-документальный справочник СПб 1995. С. 288
ii В. Лагутин Российское образование в контексте мировой истории Калуга 2001. С. 129
iii Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг. М. 2006, кн. 2, стр. 271
iv Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи (данные 1896 года) - Вып. I СПб. 1898 С.290-291; Статистические сведения по начальному образования в Российской империи (данные 1905 года) / Одесса 1908 г. Отдел I. С. XXVIII, 306-307; Россия 1913 год: статистико-документальный справочник. СПб. БЛИЦ 1995 С. 326, 343.; Г. В. Вернадский Русская история. М. АГРАФ, 1997 С. 277.
v Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия / М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия
vi Социалистическое строительство Союза ССР (1933-1938 гг.). / М-Л. 1938 С. 117.
vii Начальное народное образование // НЭС / Т. 28 Пг. 1916.
viii В. Н. Введенский История развития образования в России ХХ - начала ХХ века (Аксиологический аспект). Екатеринбург. АМБ. 2007. С. 95.