Хруст французских булок и народное образование (Часть 2)

Aug 01, 2015 14:27




Грамотность населения

От оценки грамотности среди призывников стоит перейти к более принятой в мировой практике оценки грамотности среди всего населения.

Наиболее надёжные и достоверные сведения по этому вопросу дают, без сомнения, переписи населения.

В первой половине 80-х годов XIX века в Российской империи проводилась подворная перепись. Она не была общероссийской, но по европейской части её данные считаются достаточно корректными.

Эта перепись определила 9,4% грамотных от всего населения, проживавшего на охваченных территориях. Перепись 1897 года выявила в европейской части России 23% грамотных [ i]. Перепись 1920 года - 33% по европейской части.

Таким образом, можно видеть, что со времён Александра III рост грамотности в России (на примере европейской части) был в общем-то достаточно равномерным и происходил в основном за счёт подрастающего поколения, даже среди которого всё равно оставалось множество неграмотных.

Так, по переписи 1920 года среди детей 12-16 лет в европейской части России (то есть те, кто должен был посещать начальную школу в 1913-1915 годах) грамотных было 71% мальчиков и 52% девочек [ ii], что даёт нам около 62% детей, умевших хотя бы читать. (Опять же не забываем, что это была графа грамотности, заполненная «по-русски»).

Темпы роста грамотности до и после революции можно посмотреть, например, в Большой Советской Энциклопедии:

Таблица 10. Число неграмотных на 100 человек [ iii].



Неграмотные

1897

1920

1926

Ежегодный прирост грамотных (%)

до револ.

после револ.

Среди мужчин

66,3

52,2

41,8

0,6

1,6

Среди женщин

88,3

74,2

65,6

0,6

1,6

Или тоже, представленное на графике:

Рис. 2. Динамика изменения числа грамотных на 100 человек



Если сравнивать Российскую империю с передовыми государствами, то с сожалением придётся признать, что такие страны как Англия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Голландия, Дания, Германия и др. достигли всеобщей грамотности (более 90% населения) к 80-м годам XIX века.

Мало того, сравнение будет не в нашу пользу, если проследить изменение доли грамотного чернокожего населения США в конце XIX - начале XX века.

До отмены рабства учить рабов читать и писать было законодательно запрещено. К 1880 году доля неграмотных среди чернокожих граждан США составляла 61% (меньше, чем доля у крестьян в России), а к 1910 году - составляло только 11%. Среди нецветного населения - 5%.[ iv].

К сожалению, процесс распространения грамотности в Российской империи шёл не только с запозданием на пол-века от европейских стран, но и сами темпы распространения грамотности были существенно ниже, чем, к примеру, в США или Италии. Кардинальный прорыв в этом вопросе удалось совершить только в 1920-х - 30-х годах.

Продолжение следует...

------------------

i В. И. Жуков Высшая школа России: история и современные сюжеты М. 2000 С. 143-144

ii Чтение в дореволюционной России: сборник научных трудов 1992 С. 82

iii Грамотность // Большая советская энциклопедия / М.: Советская энциклопедия 1930 Т. 28 Изд. 1

iv Perspectives on literacy / Kintgen I, Eugene R., II. Kroll, Barry M., Mike Rose the Board of Thustees,Southern illions University 1988 P. 238 Table 14.1

образование, ликбез, война за историю, булкохрустость, Российская империя

Previous post Next post
Up