Грамотность населения
От оценки грамотности среди призывников стоит перейти к более принятой в мировой практике оценки грамотности среди всего населения.
Наиболее надёжные и достоверные сведения по этому вопросу дают, без сомнения, переписи населения.
В первой половине 80-х годов XIX века в Российской империи проводилась подворная перепись. Она не была общероссийской, но по европейской части её данные считаются достаточно корректными.
Эта перепись определила 9,4% грамотных от всего населения, проживавшего на охваченных территориях. Перепись 1897 года выявила в европейской части России 23% грамотных [
i]. Перепись 1920 года - 33% по европейской части.
Таким образом, можно видеть, что со времён Александра III рост грамотности в России (на примере европейской части) был в общем-то достаточно равномерным и происходил в основном за счёт подрастающего поколения, даже среди которого всё равно оставалось множество неграмотных.
Так, по переписи 1920 года среди детей 12-16 лет в европейской части России (то есть те, кто должен был посещать начальную школу в 1913-1915 годах) грамотных было 71% мальчиков и 52% девочек [
ii], что даёт нам около 62% детей, умевших хотя бы читать. (Опять же не забываем, что это была графа грамотности, заполненная «по-русски»).
Темпы роста грамотности до и после революции можно посмотреть, например, в Большой Советской Энциклопедии:
Таблица 10. Число неграмотных на 100 человек [
iii].
Неграмотные
1897
1920
1926
Ежегодный прирост грамотных (%)
до револ.
после револ.
Среди мужчин
66,3
52,2
41,8
0,6
1,6
Среди женщин
88,3
74,2
65,6
0,6
1,6
Или тоже, представленное на графике:
Рис. 2. Динамика изменения числа грамотных на 100 человек
Если сравнивать Российскую империю с передовыми государствами, то с сожалением придётся признать, что такие страны как Англия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Голландия, Дания, Германия и др. достигли всеобщей грамотности (более 90% населения) к 80-м годам XIX века.
Мало того, сравнение будет не в нашу пользу, если проследить изменение доли грамотного чернокожего населения США в конце XIX - начале XX века.
До отмены рабства учить рабов читать и писать было законодательно запрещено. К 1880 году доля неграмотных среди чернокожих граждан США составляла 61% (меньше, чем доля у крестьян в России), а к 1910 году - составляло только 11%. Среди нецветного населения - 5%.[
iv].
К сожалению, процесс распространения грамотности в Российской империи шёл не только с запозданием на пол-века от европейских стран, но и сами темпы распространения грамотности были существенно ниже, чем, к примеру, в США или Италии. Кардинальный прорыв в этом вопросе удалось совершить только в 1920-х - 30-х годах.
Продолжение следует...
------------------
i В. И. Жуков Высшая школа России: история и современные сюжеты М. 2000 С. 143-144
ii Чтение в дореволюционной России: сборник научных трудов 1992 С. 82
iii Грамотность // Большая советская энциклопедия / М.: Советская энциклопедия 1930 Т. 28 Изд. 1
iv Perspectives on literacy / Kintgen I, Eugene R., II. Kroll, Barry M., Mike Rose the Board of Thustees,Southern illions University 1988 P. 238 Table 14.1