Близкие родственники: жизнь без правил

Nov 22, 2016 15:33

Сторонники гражданского брака пытаются убедить окружающих в том, что штамп в паспорте для них совсем не важен. В такой ситуации многие женщины ощущают себя «без пяти минут замужем» и потому старательно делают вид, что строят пресловутую ячейку общества: активно включаются в решение бытовых проблем, складывают свою зарплату в общую шкатулку и даже помогают «мужу» выплачивать кредиты с ипотеками. А как иначе? Ведь в семье все должно быть общим!



В семье - да. А вот в «гражданском браке» понятия «муж» и «жена» являютсясинонимами слов «сожитель» и «сожительница». Возможно, первый вариант не столь болезненно режет слух, но суть от этого не меняется. Это как с машиной, которую вы взяли в салоне для тест-драйва: вы едете в ней, но она не ваша. И юридически у вас нет права в радостной эйфории обзванивать друзей, чтобы сообщить им, как вы стали обладателем шикарного авто.

Пока вы молоды, красивы, возможно, успешны, да и отношения с «гражданским супругом» складываются вполне гармонично… Кто в такой ситуации думает о плохом? Но в тот момент, когда пресловутое «плохое» случается, начинается занятная чехарда. Законный брак предполагает создание общей собственности. С «гражданским» все гораздо сложнее. Если во времена своего «замужества» вы с упорством знаменитого Плюшкина не собирали чеки, как вы докажете, что какое-то кресло или, например, любимая кастрюлька куплены вами и потому принадлежат лично вам?

Как это ни парадоксально, но на сегодняшний в России гражданский брак является одним из самых распространенных явлений, которое остается за рамками правового поля. Ведь даже сам термин «ведение совместного хозяйства», который давал паре те же права, что и брак, заключенный в установленном действующим законодательством порядке, был отменен в далеком 1944 году. Когда мы открываем Семейный, Гражданский, Налоговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных нарушениях и другие законодательные акты, то видим совершенно различные формулировки.

Так, согласно п.37 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ «родственники» - это все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве («введено в обращение» с 01 июля 2002 года). При этом в российском законодательстве отсутствует единое понятие «близкие родственники». Ст. 14 Семейного кодекса РФ говорит о «близких родственниках», как о родственниках по прямой восходящей и нисходящей линии - это родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, а также о полнородных и неполнородных (т.е. имеющих общих отца или мать) братьях и сестрах. А п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ причисляет к близким родственникам помимо указанных в ст. 14 Семейного кодекса РФ ещё и усыновителей и усыновленных.

При этом ст. 25.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ под близкими родственниками понимает родителей и детей, усыновителей и усыновленных, исключительно родных братьев и сестер, а также дедушек, бабушек и внуков. П. 4 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ считает близкими родственниками ещё и супругов. Но и на этом путаница не заканчивается!

В то же время, в п. 3 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ разъясняется термин «близкие лица»: это иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений. Не находите, что речь идт уже, скорее, об эмоциональных оценках, чем о правовых категориях?

Но наиболее подробно к разбору понятия «близкие лица», как это ни странно, подошёл Уголовный кодекс РФ. В послужившем поводом к многочисленным дискуссиям в интернете и СМИ примечании к ст. 116 («Побои») под близкими лицами понимаются те же близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки и внуки), а дополнительно - ещё и опекуны, попечители, лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица - внимание! - ведущие с ним общее хозяйство.

Данное примечание к статье было введено в обращение лишь с 15 июля 2016 года, и это первый случай в законодательной практике РФ, когда на правовой арене появились «лица, ведущие общее хозяйство».

Получается, что на сегодняшний день не только имущественные и иные права лиц, фактически ведущих совместное хозяйство, никак не защищены, но и даже родственные и близкие отношения трактуются разными законодательными актами совершенно по-разному! Можно, конечно, в отдельных ситуациях пытаться пользоваться аналогией права, но это не каждому юристу под силу. И уж тем более, далеко не у каждого гражданина есть возможность получить обслуживание у такого профи.

24 октября я направил на имя члена Совета Федерации Елены Мизулиной, чья позиция по данному вопросу близка как практикующим юристам, так и правоприменителям, письмо, в котором акцентировал внимание на необходимости трансформации действующего законодательства с учетом сегодняшних реалий. Совершенно очевидно, что следует унифицировать формулировки понятий «близкие родственники», «близкие люди», а также ввести нормы права в отношении «лиц, ведущих совместное (общее) хозяйство». Это сделает правовые нормы едиными для всех категорий граждан, и заниматься решением общегражданских проблем точечными методами на законодательном уровне не придётся.

Вопрос лежит на поверхности: почему в правовом государстве из-за отсутствия чётких законодательных ориентиров, порой, принимаются решения, в т.ч. связанные с защитой имущественных и иных прав граждан, на основании чьего-то субъективного отношения к гражданскому браку? Ведь если явление имеется в жизни общества и довольно широко распространено, ему остро не хватает соответствующего правового регулирования, независимо от отношения к нему власти, самого общества или отдельных индивидуумов.

мужчина и женщина, права и обязанности, родственники, государство, законодательство, семья

Previous post Next post
Up