В последний день мы разделились: Юлька усвистела с утра пораньше в собор Святого Петра и, кажется, в Колизей. А мы с Нат поехали на некатолическое кладбище в районе Тестаччо.
"Кладбище Тестаччо уникально по многим причинам: это одно из первых в Европе кладбищ современного типа, т.е. не средневековое, при церкви, а на городской окраине. Более того, как это ни парадоксально, "кладбище иностранцев" - самое старинное из сохранившихся в Риме."
Поначалу вместо него попали на кладбище военное...
...но быстро исправились.
"Здесь, вдали от городской суеты, среди возвышающихся кипарисов, цветов и обильной зелени, благородно укрывающей разнородные и эклектичные памятники, свое последнее пристанище нашли преимущественно иностранные писатели, художники, скульпторы, историки, археологи, дипломаты, ученые, архитекторы и поэты, многие из которых при жизни обрели мировую известность. На гробницах можно увидеть надписи на более, чем 15 языках - литовском, болгарском, церковно-славянском, японском, греческом, сербском, русском..!"
Для меня-то известных имен на этом кладбище - три. И все три были сюрпризом, т.к. я не готовилась к визиту.
Самое знакомое, почти что родное с детства - Карл Брюллов. Очень любила (да и продолжаю любить) его картины. Сейчас к тому же могу в полной мере оценить, насколько точно он передавал пейзажи и атмосферу Италии.
А следом я увидела, с кем еще предстоит встретиться.
Вообще там столько указателей... как будто боятся, как бы ты не заплутал. А кладбище-то крошечное.
Пирамида - это мавзолей Гая Цестия ("довольно богатый и влиятельный человек, бывший на короткой ноге с самим Марком Агриппой, зятем императора Августа"), жившего в первом веке до нашей эры. Я-то, признаться, была уверена, что пирамида - новодел, уж больно чистенькая да аккуратненькая... Но, оказывается, ее просто почистили года четыре назад))) И узнала я об этом лишь в процессе написания этой заметки)
"Благодаря тому, что пирамида стала частью древней крепостной стены, построенной для защиты Рима в III веке при императоре Аврелии, она сохранилась до наших дней в довольно хорошем для античного памятника состоянии."
Второе имя я пока перескочу, хотя понятно, что это Джон Китс. Но когда мы подошли к его пристанищу в первый раз, на лавочке рядом тусили (и, кажется, выпивали) не очень приятные посторонние. Поэтому я специально вернулась позже, после того, как мы обошли все кладбище.
А третье имя - Перси Шелли. С ним у меня сперва случилась путаница. Я увидела одно надгробие:
А Нат потом уверяла меня, что его могила в другом месте, где мы тоже видели фамилию Шелли. Но, уже рассматривая фотографии, я увидела, что была права: сам Перси - здесь. А в другом месте - их с Мэри сын.
Да, кстати, вообще-то на этом кладбище просят не фотографировать... но... я ж для себя.
Синьора Грамши я не знаю, но по могиле было очевидно, что личность известная.
И напоследок - снова к Джону Китсу. Я уже говорила, что кладбище очень маленькое. Но оно и очень красивое, какое-то поэтическое, что ли... Но вот тот дивный уголок, где лежит Китс - это... словно он сам придумал для себя это место.
Покинув кладбище, мы присели на лавочку и стали выстраивать дальнейшие планы. У Нат значился в списке квартал Коппеде, а вот заглянуть по дороге туда на виллу Торлония мы, кажется, решили вообще спонтанно...
Этот парк вроде бы больше пользуется успехом у местных, чем у туристов, хотя есть там пара примечательных пунктов. Ну и тем лучше для нас)
"Усадьба сравнительно молода - ее строительство, по заказу Джованни Торлония, началось в 1802 и было завершено в 1806 году. Руководил работами архитектор Джузеппе Валадье. Он создал основное здание, Casino dei Principi, и ландшафтный парк. После смерти заказчика в 1832 году, его сын, Алессандро Торлония, продолжил расширение и обогащение имения новыми постройками. Так появились храм Сатурна, мавританский грот, трибуна с фонтаном, амфитеатр, оранжерея и швейцарское шале, позже названное La Casina delle Civette (Дом сов)."
Мавританская теплица.
К сожалению, огороженная, не разглядишь ни грот ни башенку.
А это Совиный домик, или Дом сов. Тоже огорожен, но там музей, туда можно.
"Следующие заметные преобразования загородной резиденции произошли между 1905 и 1911 г. при Джованни Торлонии - внуке Алессандро. <...>
Самому удивительному и кардинальному преобразованию подверглось Швейцарское шале, которое с 1908 по 1919 г. благодаря таланту мастера превратилось в необычный Домик Сов (Casina delle Civette). <...>
Сам хозяин Джованни Торлония оставался жить до своей смерти в 1938 г. в Домике Сов."
"Вот как пишет об этом странном человеке и его жилище замечательный историк и ландшафтный специалист Наталья Мельникова: «Почему один из богатейших людей Рима выбрал такое скромное «несерьезное» жилище? Кем он был? Личность его практически неизвестна. Знают только, что он увлекался эзотерикой, был замкнутым и эксцентричным, всю жизнь жил один, без жены и детей, с несколькими слугами, а досуг свой делил либо с книгами, либо в узком кругу немногочисленных друзей. Перед входом в дом он установил камень с надписью «Мудрость и Одиночество» («Wisdom and Solitude»). Что он хотел этим сказать? И кому? Свой новый дом он населил множеством изображений сов, символизирующих ночь, тайные дела, проницательность и ясновидение. С тех пор дом и прозвали Домом Сов - Casina delle Civette»."
Очень сейчас жалею, что не зашли внутрь. Но мы уезжали уже этим вечером, и висело ощущение, что нет времени куда-то заходить, только так, по верхам.
Храм Сатурна.
Трибуна с фонтаном
Вообще-то, в главное здание усадьбы тоже стоило зайти, кажется:
Обожаю такие кадры - смотрю и сама не понимаю, что снимала)))
Благо, следующий кадр все объясняет :)
А тут бункер Муссолини.
Пряничный Совиный домик напоследок...
...и мы уходим из парка.
До квартала Коппеде (назван по имени архитектора) мы дошли весьма скоро. И были бы очень довольны, если бы не намечтали себе большой такой квартал интересных домов. А фактически там мини-площадь, на которую выходят четыре дома.
Эти дома очень крутые, не спорю, но называть это кварталом??? "Это квартал-ансамбль из 26 больших домов и 17 особнячков поменьше", ага. Сейчас вот ищу-ищу, и ни в одной статье нет примеров чего-либо иного, кроме как все тех же четырех домов (а чаще даже двух) да арки "на входе". Ко всему прочему фонтан Лягушек в центре площади при нас на реставрации оказался!))
Что ж, пришлось выжимать, что можем.
Домик раз, он же Особнячок фей
Домик два, он же Дворец паука
Сам паук у меня попал в кадр только тут: справа, витраж под большим маскароном.
Домик три, он же Шахматный дом
А дальше уже все перемешано.
Где у всех вход, там у нас выход))
Рядом - рынок и церковь
А потом мы шли к вилле Ада. Переулками, где заодно и перекусили в первом попавшемся кафе, и весной еще раз восхитились.
И тут началось... вот вроде бы по карте этот парк входит в зеленую зону виллы Ада.
Но пройти вглубь было нельзя - забор. Пошли вдоль границы. Там был какой-то перекопанный карьер, потом мы пошли по узкому проходику, а потом - р-раз! и мы уже за стеной... Не поняли. Пошли искать другой вход... Ну и кто бы сомневался, что раз вилла с таким названием, то прогулка не может не стать Кругом Ада!)) Пусть не по сути, но хотя бы по названию. Потому что почти полный кружок вокруг этой немаленькой виллы мы таки навернули!
(потом уже поняли, что надо было влезать)
(мимо этой мечети мы прошли минут через 40...)))
И, главное, дорогая вся такая "живописная", ну прям умереть. =)
А еще тучки начали собираться...
До входа мы дошли через час с копейками. Пять минут посидели на скамейке, и тут зарядил дождик!!! Не, мы-то с дождевиками были, так что все равно прогулялись по территории, хотя бы из упрямства, но... Короче, тут я просто прикреплю кусок карты для иллюстрации, кхм, соотношения дороги в парк и дороги по парку))
А вообще там хорошо, зелено...))
А после Ада у нас уже было время только на то, чтоб, не слишком торопясь, вернуться в отель за вещами. Дошли мы переулками и через совсем маленький парк до станции S. Agnese/Annibaliano...
и по прямой доехали до Castro Pretorio. Было уже полшестого вечера.
Юлька улетала позже, так что оставили ее за главную по расчетам (кажется, на пару завтраков мы отель таки нагрели, т.к. нас не каждое утро отмечали ответственные). А сами - на вокзал и поездом в аэропорт. Что странно, поезд еще помню, а аэропорт - уже совсем нет.
Засим рассказ об итальянской весне полуторагодовалой давности завершаю. :)
Все предыдущие части
Верона:
https://hakikas.livejournal.com/576959.htmlБолонья:
https://hakikas.livejournal.com/577174.htmlФлоренция:
https://hakikas.livejournal.com/581979.htmlhttps://hakikas.livejournal.com/583150.htmlhttps://hakikas.livejournal.com/583192.htmlhttps://hakikas.livejournal.com/583672.htmlhttps://hakikas.livejournal.com/584012.htmlРим:
https://hakikas.livejournal.com/584258.htmlhttps://hakikas.livejournal.com/584633.htmlhttps://hakikas.livejournal.com/585041.htmlhttps://hakikas.livejournal.com/585453.html