По
описанию импровизационной экскурсии многим совсем непонятно, что же это такое. Я менял текст описания уже, наверное, раз пять. Не получается совместить форматы описания тренинга и статьи :(. Наверное, у меня пока мало опыта.
История идеи.
Когда современный человек слышит слово "импровизация", обычно вспоминается либо театр, либо джаз-концерт. А личный опыт подсказывает про утренники в детском саду, школьную самодеятельность, всякие муз и худ школы.
После этой серии картинок его лицо осветляется, и.. да, он готов слушать дальше, он понял, про что я говорю. К сожалению, всё вышеперечисленное (ну, кроме джаза) к импровизации не имеет отношения, это, скорее, анти-импровизация. Поэтому мы с ним начнём говорить о разных вещах.
Я подробно показываю, что такое импровизация на тренингах. Но, с учётом тех ужасов, которые он себе представил, он на тренинг не пойдёт, и я его понимаю.
Я искал формат тренинга, более близкий и простой для неопытного в импровизации, чем импровизациионный тренинг. Но более простой это же неинтересно!!! Соответственно, нужен был интересный тренинг, для импровизационно неподготовленной аудитории, позволяющий легко варьировать количество участников. Последнее самое неприятное, потому что это значит, что аренда зала отпадает.
Импровизация включает в себя знание множества навыков. На импровизационных тренингах я охватываю практически все из них. Но на этом, более простом, так не получится. Навык может быть только один.
Вот такие задачи стояли при создании тренинга.
В итоге родился такой формат: прогулка по Москве, в хорошей компании, с новыми впечатлениями и информацией, плюс постоянная тренировка полезного импровизационного навыка.
Что за навык?
Для импровизационной игры, то есть игры, которая создаётся прямо в процессе, важно умение становиться чем-то или кем-то другим - навык перевоплощения. Для того, чтобы искренне сыграть короля Лира, необходимо стать им, чувствовать как он. Чтобы импровизационно отыграть музыку нужно уметь ей становиться.
В чём фишка?
Приятным бонусом навыка является доступ к переживаниям, эмоциям и воспоминаниям того, кем или чем вы стали. Ну, то есть, если Вы теперь Лир, то, естественно, вы знаете неописанные Шекспиром вещи, например, какие продукты Лир любит, а какие - нет. Или, как у него было в дестве с родителями. Вобщем - всё!
В случае с "не-людьми"...
Терминологическое отступление.
Я перерыл весь интернет в поисках слов, которые бы обозначали:
-все объекты материального мира, кроме людей
-все неживые объекты+растения
Я не нашел. Да и "неживой" вызывает стрёмные ассоциации. Может, кто-нибудь знает, подскажите пожалуйста! Да, и ещё до кучи: как называется часть человеческого тела от плечевого сустава до шеи? Я нашёл только ключица, но это кость спереди, а сверху?
Мне приходиться придумывать слова, потому что их нет в языке. Возможно, я плохо образован? Неудивительно, что сложно рассказать про импровизацию. Это тема сегодня настолько сильно табуирована, что даже в языке особенно не отражена, и русского слова для неё уже нет.
Фишка экскурсии.
Навык становиться другим человеком, как Лиром например или тётей Маней, уборщицей - это круто. В терминах RPG - это навык эксперта. Вселенной стать легче, ей богу, это где-то "продвинутый". А вот с не-людьми, особенно с конкретными и пассивными деревьями, зданиями, памятниками всё намного проще. 15-20 минут подготовки достаточно для того, чтобы научиться импровизационно становиться деревом, и получать информацию о событиях и впечатлениях в его прошлом.
Что это даёт?
Базовое владение перевоплощением скорее любопытно, чем полезно. Можно "допрашивать" мебель дома, как это делал Макс Фрай в Ехо. Значительно повысится чуткость к местам и обстановке, что часто развито у биоэнергетиков. Расширится представление о себе и собственных возможностях.
Если по мне - так это мало. Жалкий результат для хорошего тренинга. В частности поэтому, экскурсия имеет свободную оплату.
Следующие, действительно полезные уровни навыка.
После некоторой тренировки можно научиться перевоплощаться в животных и абстракции (музыка, вселенная, n-мерное пространствою..). Почувствовав себя Эйнштейном, летящим на конце луча света, и оглядевшись вокруг, Эйнштейн сформулировал основные положения теории относительности. У хороших механиков часто можно услышать вопрос в пространство про машину "что же ей не нравиться?". Они пытаются каким-либо образом "ощутить", где у машины проблема. Музыкант, который и есть музыка, взаимодействует с ней на совершенно новом уровне, чем тот, кто всего-лишь её играет. Танцор, который в данный момент - музыка, не может быть "немузыкальным".
Итак, музыкальность, чувство ритма, голос, слух, контакт со сложными объектами (например, директор, который находиться в прямом контакте с компанией и знает, что в ней происходит точно - ведь это просихдоит с ним), отношение в работе, которую делаешь, как к "продолжению себя". Дурацкое словосочетание. Как к себе! Контакт с параллельными мирами, прошлыми жизнями и т.п. Продвинутый левел это правда полезно. Достигается продвинутый так же как и базовый - многократным повторением и тренировкой.
Переволощение в животных даёт доступ к их способности к адаптации, ориентации, регенерации (тут лучше ящиерицы и насекомые), психологической устойчивости, силе, смелости и ярости. К развитому здоровому телу, почти не имеющему блоков и зажимов, осанке. Доступ к заблокированным в современном обществе "животным" или инстинктивным проявлениям себя.
Эксперт - перевоплощение в людей. Знание переживаний окружающих и дальних людей, контакт на расстоянии, чувствование лжи, непринуждённое взаимодействие с любым человеком, прямое получение навыков от другого человека, высочайший уровень коммуникации.
Контакт с аудиторией, точное знание, что сейчас ей сейчас нужно - блистательные исполнители, шоу-мэны, психологи и преподаватели, танцоры и музыканты используют этот навык.
Работа с партнёром или группой. Танцоры парных танцев на этом уровне знают, что происходит с партнёром досконально, исчезают правила взаимодействия, танец происходит сам собой. Тоже самое для музыкантов в импровизационном ансамбле.
Высшее развитие навыка даёт возможность слиться с любым человеком или коллективом (например, с судьями на конкурсе) и мгновенно реагировать на малейшие изменения настроений людей. С другой стороны, такой человек чётко осознаёт свои границы и границы других людей, способен отделить себя от них, знать что хочет он, а что - внешние, навязанные идеи.
Ещё немного об экскурсии.
Есть ещё одна сторона. Сейчас стало модно не любить Москву.
Однажды в Алма-Ате, ребята с нашего двора, под моим руководством, объективно нехорошо себя повели по отношению к соседям. Когда нас 4-х, на вражеской территории (в глубине враждебно настроенного двора) уже собирались бить, вдруг проскочило, что я не совсем местный.
- Откуда??? ИЗ МОСКВЫ!? 0_0 А... а как там?
До ночи, пока нас (точнее их) не загнали по домам, я рассказывал об этом городе. Я люблю Москву, я обожаю Москву, и чем больше городов и стран я вижу, тем больше я потрясён Москвой. И до недавнего времени, никому, кроме Питера, не приходило в голову сомеваться, что Москва - великий город, сердце России.
Сформированное на сегодня у людей (даже коренных Москвичей!!!) мнение о Москве не соответствует действительности. Москва не грязнуля, не суетливая и НЕ ХОЛОДНАЯ! Это нежный, внимательный и заботливый город, как и положено взрослой опытной женщине. Здесь просто такие люди. Но она их вот таких любит, ценит и хранит. И продолжает потрясать всех иностранцев тем, что такого больше нигде нет. Здесь самое большое количество памятников архитектуры и искусства, самая бурная и разнообразная культурная жизнь. Этот город предоставляет возможности, которых нет больше нигде! Для того чтобы это осознать не надо читать книжки или общаться с москвичами - зачем? Пообщайтесь с самим городом. Лучше самой Москвы о ней никто не расскажет.
Добро пожаловать на импровизационную экскурсию!