Меня спросили на дискотеке: «Почему ты считаешь, что людям сегодня нужна импровизация? Что они могут получить?». И я затруднился ответить. Такое со мной бывает редко.
В этих статьях я хочу рассказать про импровизацию, и почему я не знаю, как ответить девушке на дискотеке.
Импровизация - это создание произведения прямо в процессе его исполнения.
Неимпровизационный вариант: создать произведение загодя, подготовить (отрепетировать его), и исполнить. Я называю такой подход заготовкой. Никакие словари не дают синонима "неимпровизации", поэтому приходиться придумывать свои.
Наиболее активно заготовку начинают тренировать в школьном возрасте. Выучивание текстов, дат или правил наизусть, чёткий график, не подразумевающий никаких подвижек никогда, оценки вообще и за поведение в частности. И их следствия в детских попытках саморазвития: школьная самодеятельность, музыкальная школа и спортивные секции, классическая художественная и хореографическая школы для детей.
Что даёт заготовка или на что пошёл столь тяжкий труд в школе и институте?
Представьте себе индейца из племени пираха. Он не знает, что такое один - только несколько и много, не знает, что цвета можно различать (только светлый/тёмный), у него нет понятия о прошлом или будущем, и нет понятия о притяжательных местоимениях. То есть «моё-твоё-его» нет, потому что относятся к понятию один, а местоимения «их» - ну тоже нет.
И есть задача: через 10, максимум 15, лет он должен стать нормальным полноправным членом современного общества, скажем, в Москве… Представили?
Вот лишь часть того, что получает человек результате освоения, или, скажем, получения высокого левела в заготовках, можете дополнить сами:
• Планирование
• Абстрактное мышление
• Анализ происходящего
• Способность выполнять инструкции
• Снижение рисков
• Автоматизацию многих процессов жизни вплоть до полного автомата, т.е. без уделения какого-либо своего внимания процессу
• Письменность
Максимальное развитие идей заготовки я видел в Нейро-Лингвистическом Программировании.
Бэндлер с Гриндером придумали такую штуку: раз есть заготовка, которая у кого-то работает, то можно её пронаблюдать много раз, как-то пошагово описать, и дальше откопировать на сколько угодно людей. То есть как бы, захотели Вы испечь пирог. Но Ваше первое и единственное знакомство с тестом напоминало Вовочку в тридесятом царстве: «чего это оно такое липкое?».
Да без проблем, как в матрице: «Танк, загрузи в меня программу управления вертолётом». Лезем в интернет, находим инструкцию, как быть поваром-кондитером, минут 15-20 тренируемся и..
I know kung-fu!!!
Классная идея. Без лукавства, правда работает. Я сам недомастер НЛП (или перепрактик?), утверждаю это на своём опыте как консультанта, так и использовавшего когда-то техники НЛП на себе.
Проблемы заготовки.
У НЛП вышел один неприятный косяк. Когда ребята пытались описать успешного бизнесмена, талантливого актёра, да того же повара высочайшего класса у них ничего не получалось. Или не удавалось выделить стабильных моделей поведения, или удавалось, но они не работали. На сегодня НЛП не удалось выделить ни моделей счастья, ни любви, ни близости, хотя модели хорошего настроения и легкого секса (пикап) уже давно существуют. Дело не в том, что плохо старались или недоработки в методике. Дело в том, что эти люди делают что-то, что не относиться к заготовкам. Поэтому хоть полностью скопируй все, результат будет не тот. Талант, гениальность, успех не относятся к заготовкам. Талантливый музыкант в муз. училище учится по той же программе, что и бездарь, с теми же преподавателями и учебниками, но выходит у него значительно лучше.
Проблема номер один: в заготовленной ситуации не может быть ничего нового, по определению. Тут, я надеюсь, ясно. Если Вы хорошо подготовились, то косяков быть не должно, всё прошло как планировалось, пять с плюсом. Если плохо, то «приходится» импровизировать.
Если человек находится в заготовленной ситуации, то он не может получить ничего нового.
Если жизнь - дом/работа, всё по графику и расписано, и времени на неожиданные мероприятия у Вас нет, и Вы надеетесь, что что-нибудь изменится… Что произойдёт что-то новое…
Новое не может произойти - оно происходит в импровизационной ситуации, о которой позже.
Новое может произойти только в импровизационной ситуации.
Проблема номер два: заготовка создаётся в прошлом. Заготовка, которая хорошо прокатила (мне один танцор рассказывал про шоу, с которым его группа выступала чуть-ли не семь лет) используется потом многократно и закрепляется в привычках и способах поведения человека. То есть разрастается от той темы, где была создана, на общее поведение и психику. Это явление Роберт Дилтс назвал мыслевирусом, а в поговорках оно отражено в «обжёгшись на молоке, дуют на воду», «старый друг лучше новых двух».
Решила девочка однажды немножко поныть, и получила горку конфет и шоколадку. И работало это у неё почти без отказов семь тысяч дней и три ночи, вплоть до брачной. А после она получила уже горку проблем. Потому что никак иначе кроме нытья она получать ничего не умеет - а нафига ей было учиться, когда заготовка и так прекрасно работала? Но теперь-то все её привычки, язык, способы взаимодействия, да вся её жизнь заточена под такой способ «просить».
Значительное изменение ситуации требует отменить устаревшую заготовку, но психика не позволяет меняться с такой скоростью. Человек вынужден повторять старую заготовку, даже осознавая, что она устарела.
Можно, наверное, ещё расписывать, но я перейду к последней, прямо-таки королевской проблеме заготовки.
Проблема последняя: если на какую-то ситуацию есть заготовка, то она выполняется автоматически и мгновенно. Вы едете на работу. Известным маршрутом. Если не уделить специального внимания, то Вы выберете известный стандартный маршрут, и даже в двери будете проходить одним привычным способом, не задумываясь об этом. Просто механически.
Какая бы ни была ситуация, если на подобную у человека когда-либо было создана заготовка, то он действует по заготовке автоматически и сразу же.
Меня в США поразила прецедентная юридическая система. В моих рассказах о штатах в России сложнее всего донести, насколько иначе мыслят американцы. В прецедентной системе вынесенное судебное решение навсегда застывает в законе в веках. То есть у них нет неправильных судебных решений. Какой-бы судья, в каких бы условиях ни вынес решения, в дальнейшем оно становиться законом, и обязательно к применению во всех аналогичных ситуациях. "Аналогичные" ситуации выбираются по красноречию адвокатов защиты и обвинения. Примерно по таким же схемам ум определяет, какая будет выбрана заготовка.
Ладно, давайте соберём всё вместе. В ситуации заготовки не может быть нового. Каждая заготовка разрастается на психику и образ жизни. Если у человека есть заготовка на какой либо случай жизни, то он воспроизводит её сразу же и автоматически. То есть не решает, делать это или нет, а просто сразу делает. А как только заканчивает делать, то это уже новый случай жизни, и если на него есть заготовка то…
А заготовка есть!
Потому что пункт 2 - заготовки разрастаются на всю психику. И при этом, этот бесконечный круг повторения заготовок не связан с текущей ситуацией, потому что пункт 1 - заготовки сделаны на ситуацию в прошлом.
Я не могу сказать, что всё вместе - это проблема заготовок. Я бы скорее назвал эту ситуацию «ПОЛНАЯ ЖОПА»!
Я начинал со школы. Там учат, что если не получается, значит просто неправильно делаешь. Делай правильно, и всё получится. Это стимулирует к набору всё большего набора правил, норм, убеждений.
И каждая новая заготовка закрывает часть жизни человека. Каждая новая заготовка приводит к тому, что во всех похожих ситуациях у него уже нет выбора реагирования, нет свободы - эта ситуация застывает в его жизни навсегда в одну и ту же старую игру.
Знаете поговорку, что "новое - это забытое старое". Это как же-ж надо запутаться, чтобы разучиться отличать новое от старого? А очень просто. Есть заготовка-убеждение, что новое в жизни необходимо. Когда тюремная камера предопределённой жизни начинает человека напрягать, то находиться что-нибудь в кладовке и говорится: "Смотри! Это - новое! Бери, пользуйся". А так как заготовка выполняется автоматически, то человек правда начинает радоваться, плясать и восторгаться, "как будто" получил новое. Как будто пятый айфон это правда новинка. Как-будто новая машина теперь решит всё проблемы, которые были со старой.
Жизнь "как будто" типична для заготовки. Так как всё, что происходит в заготовке, уже было, то человек живёт так, "как будто" сейчас тоже самое, что и тогда, когда он это придумал.
Какие есть варианты?
Читайте в следующей части.