Наверное, первый раз я пишу рецензию после повторного прочтения книги. Хотя, честно говоря, мне кажется, это будет не совсем рецензия, а скорее очень личное впечатление от книги, поскольку совсем сухо-объективно об этой книге я не смогу написать.
Я уже точно не помню, когда имеенно эта поразительная книга попала ко мне в руки - наверное курсе на 2-м университета - но точно помню, что посоветовала мне ее
vetoni, за что я ей просто невыразимо благодарна. Бывают книги, в которых захватывает сюжет, с черно-белой страницы на тебя снисходит катарсис и ты понимаешь, что идея автора опустошила тебя и в то же время наполнила тебя новым смыслом. Пусть и на короткое врея. Эта книга не из таких. В эту книгу я погружалась сознанием, как в прохладную морскую воду рано утром - медленно, осторожно, но потом привыкнув, хотела отсаться там навсегда.
В университете я учила норвежский третьим языком, что означало, что это была моя личная инициатива, за которую помимо всего прочего необходимо было дополнительно платить. Обычно узнав об этом факте моей скроной биографии, меня спрашивают: "А почему именно норвежский?" Пытаясь ответить на этот вопрос, я всегда терялась и не могла подобрать слова. Окунувшись с головой в мир полуинуитки Смиллы, я нашла ответ на вопрос, другое дело, что он останется со мной и теми, кто прочитает эту рецензию.
А все дело в том, что именно север, северные народы, северная природа оказывают на меня самое сильное впечатление. Суровый холод, самодостаточность, флегматичность, перерастающая в меланхоличность, изолированность, замкнутость, острое чувство мира и природы, одиночество - все это находит резонансный отклик у меня. И язык у них (Скандинавов в частности) соответствующий - тягучий и отрывистый, мягкий, экономичный, флегматичный.
Поэтому мне так близка Смилла, которая понимает потребность в том, чтобы завтракать в одиночестве, чтобы иметь достаточно времени, чтобы приготовиться перед встречей с людьми, которая пьет мятный чай, которая научилась в тонкостях понимать переменчивую природу снега, но так и не стала своей для "цивилизованноно" общества. Смилла, которая способна привязываться только к таким же, как она, у которой иссякла энергия менять что-либо к лучшему, просто потому что это бесполезно. Смилла, которая верит в то, что сделать что-то правильно, добиться справедливости, каким бы незначительным это ни какзалось для других, оно стоит жизни. Смилла, над которой посмеялась судьба, дав ей такое имя (происходящее от слова "улыбаться"). Честно говоря, это насктолько близкий мне герой, что я в некотором замешательстве от того, что написан он мужчиной.
Рекомендовано к прочтению при постоянном доступе к горячему чаю и для бесстрашных личностей, которые не боятся попасть в темный и не всегда дружелюбный мир души северянина.