Советы по воспитанию малыша #4: Игра

Dec 09, 2016 14:29

• Детям, даже младенцам, ежедневно нужно время, когда их никто не отвлекает от игры. Когда ребёнок занят непрерывной игрой (когда вы позволяете ребёнку самому выбрать с чем играть и как долго), вам нужно тихонько сесть в сторонке и наблюдать: что его интересует? Какой рукой он схватил игрушку? Он задействует все пальцы, или только большой и указательный? Двигает ли ножками когда играет?

• В процессе игры ребёнок узнает Причину и следствие; учится Решению проблем (когда что-то не получается).
Если взрослый не станет вторгаться при возникновении мельчайшей проблемы, малыш научится воспринимать проблемы и усилия как необходимую часть жизни и обучения.
Ребёнок учится пробовать снова и снова и не сдаваться сразу.

• Обучающие предметы пассивны, т.е. они ждут пока активный ребёнок возьмёт их в руки. Они не издают звуков, пока ребёнок не бросит их на пол. Если у ребёнка есть активные игрушки для развлечения, он быстро привыкает к тому, что в игровое время, можно ничего не делать и просто ждать, когда тебя развлекут.

• Предметы следует класть возле ребёнка, но не вплотную к нему - чтобы он мог их видеть и достать рукой. Можно положить предмет чуть дальше, чтобы потребовалось большее усилие. После обустройства игровой зоны положите предметы так, чтобы не было и намёка на то, что в них следует играть каким-то определённым способом: позвольте ребёнку самому сделать открытие.

• Наблюдая за годовалым малышом, обратите внимание на то, что он делает с игровыми предметами. Складывает предметы один в другой? Добавьте коробки и чашки, дуршлаг. Сортирует ? положите мелкие предметы, которые можно разделить на группы по форме, цвету, типу.
Сюжетные игры? Положите куклу.
По мере того как ребёнок растёт, подкладывайте новые, более сложные предметы.

• Разложите предметы в определённом порядке, чтобы малыш знал, что, например, шары всегда лежат в этом углу, а куклы - в ящике. Это даёт ребёнку чувство безопасности и помогает ему ориентироваться в пространстве.

• Во время игры сядьте рядом, чтобы малыш мог вас видеть и подойти тогда, когда захочет. Вы заметите, что если он уполз, то поглядывает через плечо, чтобы проверить где вы. Ваше внимание, сопереживание и ровное радостное настроение поддержат малыша.

• Играя с ребёнком обращайте внимание на знаки, которые он вам подаёт. Чтобы радостные моменты не привели к переизбытку впечатлений. Если это случилось, ему может понадобиться ваша помощь, чтобы успокоиться. Если же он отвернётся от вас, перестанет восторженно визжать, делать усилия, чтобы вы его отпустили - это значит, что он справился с ситуацией самостоятельно.

• Ребёнок не должен выступать как объект воздействия. Он должен сам инициировать игру. т.о. подбрасывать ребёнка в воздух и щекотать его - не лучший способ сделать так, чтобы ребёнок радовался. Если присмотритесь и заметите, что ребёнок напрягает ручки и ножки, глаза расширены, губы сжаты - это признаки того, что малышу страшно.

• Если ребёнок протягивает вам предмет с которым играет, не перепутайте, и не примите его за подарок. Действуйте как можно меньше и следуйте в игре за ребёнком. Постарайтесь не предвосхищать его дальнейшие действия: позвольте ребёнку быть автором и руководителем игры. Это по-настоящему приятно.

• Вместо того, чтобы хвалить ребёнка, лучше комментировать то, что мы видим: «ты разделил эти крышки», «ты сложил вместе эти кубики».
Признайте и разделите радость ребёнка по поводу его достижений: «ты снял эту крышку, похоже, ты очень этому рад».
(есть мнение, что чем больше, мы хвалим ребёнка, тем больше, как нам кажется, ребёнок в них нуждается, поэтому мы хвалим его ещё больше. Такие дети, вырастая, продолжают нуждаться в ком-то, кто бы погладил их по голове)
Используя слова, которые отмечают усилия детей, мы даём им понять, что получение навыков - продолжительный процесс, когда же мы говорим «у тебя получилось! Молодец!» мы говорим о конечном результате, а не об усилии, которое понадобилось, чтобы достичь этого результата. Авторы книги советуют хвалить ребёнка когда он делает вещи, очень сложные для него: ждёт сколько нужно или делится чем-нибудь.

• Вам может быть неуютно смотреть как малыш тянется, чтобы достать вон ту крышку, но всё, что вы можете для него сделать - это не поднимать крышку и не передавать её ребёнку. Подождите! В таком случае, он будет следовать за возникающими у него вопросами, заниматься тем, что для него интересно и что ему нравится. Если вы привыкаете не спасать его, то однажды обнаруживаете, что его вовсе не расстраивает то, что, как вы предполагали, должно бы огорчить. Он вполне может оставаться спокойным, не дотянувшись до желанной игрушки. Возможно, он оглядится и поищет, что бы взять взамен. Ребёнку может просто нравиться смотреть на предметы и окружающую обстановку. Или он может сделать потрясающее открытие: подтянуть к себе простынку, чтобы лежащий на ней предмет стал ближе.

• Не надо лишать ребёнка возможности потренироваться самому и развить свои навыки мелкой моторики. Если малыш просит о помощи, можно ответить : «давай сделаем это вместе». Иногда отказ ребёнка значит «я устал» или «я не хочу делать это один».

• Если ребёнок говорит «я не могу», самый простой путь - оставить свои занятия, сесть на пол рядом и спросить, а что ему нужно.

• Уборка игрушек: занимаясь с младенцами, которые ещё не могут переворачиваться на живот, приносите большую коробку и соберите в неё игровые предметы.
Автор книги медленно поднимала один предмет за другим и клала их в коробку, приговаривая вслух: «сейчас я кладу салфетку в коробку. А вот и крышка. Кукла, залезай в коробку».
К тому моменту, как малыши начинают ползать, они умеют самостоятельно поднимать предмет и бросать его в коробку. Дети наслаждаются участием в самым обычных делах.

Игра детей друг с другом
• Когда у ребёнка появятся зубы и один вознамерится укусить другого, подойдите к ним и поставьте ладонь между ртом одного ребёнка и щекой другого.
Можно сказать: «я не позволю тебе кусать Дэвида. Лучше я дам тебе что-то, что можно укусить» (и предложить на выбор два предмета - чтобы ребёнок мог выбрать) .
(если вы покусывали ребёнка за пяточки, ваш малыш может подумать, что кусаться допустимо и не поймёт разницы между шутливым покусыванием и сильным укусом) Иногда достаточно признать факт, не выказывая жалости к укушенному ребёнку.

• Иногда малыши кусаются, потому что не могут найти подходящие слова, чтобы выразить свои чувства. Возможно, у вас получится предотвратить кусание, если вы поймёте, что его провоцирует.

• Если хотите показать как следует касаться головы другого ребёнка аккуратно - мягко коснитесь головы сначала одного, а потом другого ребёнка, так они выучат значение этого слова. Детям, у которых только что пропал хватательный рефлекс, а навыки мелкой моторики ещё незрелы, понадобится время и практика, чтобы научиться аккуратным прикосновениям.

• Годовалые дети могут толкаться или драться потому что расстроились, разозлились, или чтобы посмотреть, что сделают другие в ответ. Возможно, им нужен взрослый, чтобы последовательно устанавливать ограничения, пока дети их не усвоят и не научатся справляться со своими порывами. Помогайте детям самим разрешить конфликт

• Если ребёнок отбирает предмет у другого: посмотрите на это, как на замечательную возможность чему-нибудь научиться. Малыш, у которого отобрали предмет, смело может выразить все свои эмоции, а потом попытаться забрать предмет, или найти что-нибудь ещё, с чем можно поиграть, или вести себя решительнее в следующий раз. Ребёнок, отобравший игрушку имеет возможность увидеть как его поведение влияет на других, а второй малыш осознаёт, насколько для него была важна в тот момент отнятая игрушка, и на что он готов пойти, чтобы её вернуть.
Оба ребёнка пробуют договариваться и находить компромисс. Рано или поздно дети смогут подождать своей очереди поиграть, и произойдёт это скорее потому, что они начнут лучше понимать и сопереживать друг другу, нежели потому, что они научились лицемерной вежливости, навязанной взрослыми.

• Когда вы наблюдаете за игрой нескольких детей, не нужно ничего говорить, пока ребёнок не посмотрит на вас, не обратится к вам, или пока вам не придётся вмешаться, потому что появилась реальная опасность. Моделируйте внимательное к окружающим поведение детей и давайте им время на то, чтобы осмыслить и перенять его.

• Магда Гербер говорила: «Мы утешаем одного и другого ребёнка. Если мы будем утешать только жертву, то жертва будет вознаграждена за то, что она жертва, но у агрессора не будет возможности научиться доброте и мягкости».

• Доверьте ребёнку самому найти выход из ситуации. Если ссора разгорается и один или даже оба ребёнка посматривают на вас, этим они дают знать, что нуждаются в большей поддержке. Постарайтесь удержаться от любых замечаний по поводу того, как скоро конфликт должен разрешиться. Он закончится, когда закончится. Конфликты длятся, пока один из участников не решит изменить курс, пойти на компромисс или выйти из игры, потому что предмет спора для него больше не важен.

• Игровое время предназначено для исследования, для поддержания связи со своим внутренним чувством любознательности. Его очень портят телевизор, общение с родителями или перевозбуждающие игрушки. Небольшие сложности полезны ребёнку.

ПАДЕНИЕ
• Падая, ребёнок может испугаться или удивиться; заплакать от испуга, а не от боли. Будьте поблизости, чтобы взять его на руки, если он об этом попросит, но не проявляйте инициативы. Может быть, лучше подойти поближе и рассказать о том, что вы увидели. Когда мы удерживаемся от немедленного вмешательства, дети осознают, что должны быть внимательны. Когда же мы бросаемся, чтобы подхватить ребёнка, он быстро запоминает, что кто-нибудь наверняка поймает его, когда он начнёт падать и выручит в случае опасности. Как ни смешно, из-за этого он оказывается в меньшей безопасности, поскольку не привык обращать внимание на то, как и где он передвигается.

o ПРИМЕР из книги: где бы мы с дочерью не гуляли, кто-нибудь обязательно обращал внимание, как осторожна она была, как умело двигалась, залезала и даже падала. Это потому, что я позволял ей двигаться, лазить и падать в безопасной зоне много раз, и поэтому она знает свои возможности и ограничения.

• Ребёнок, который научился падать естественно, когда его никто не подхватывает, вытягивает руки перед собой, когда падает. Но если малыш учился ходить, держась за руку взрослого, то падая, поднимал руки вверх, ожидая, что его схватят и поддержат.
o ПРИМЕР: однажды на занятиях Виатт заполз на самый верх маленькой лестницы, но вдруг он упал и приземлился на спину у подножия лестницы. Он начал громко плакать и его мама подбежала к нему и собралась было взять его на руки. И знаете что? Он вытянул руку перед собой, посмотрел Кристен в глаза и громко заворчал. Он не хотел, чтобы его брали на руки. Все остальные спокойно сидели на месте, пока он плакал, не показываясь ему на глаза. Наблюдая за происходящим, мы видели, что он старается понять, что случилось, и успокоиться. Через три минуты его плач начал стихать и перешёл в периодические всхлипы. Виатт перевернулся на живот, подполз к матери и забрался к ней на колени, чтобы она его обняла. Через минуту, успокоившийся и полный сил, Виатт сполз с коленей, готовый снова исследовать игровую зону.

• Постарайтесь быть как можно более ненавязчивым, незаметным, чтобы ребёнок мог и дальше сосредоточиться на удержании равновесия. Отдайте себе отчёт, реагируете ли вы на нужды ребёнка, или пытаетесь успокоить самого себя.

что бы почитать?, Воспитывай наблюдая, книги для молодых родителей, Малышу виднее, советы по воспитанию ребёнка, Дебора Соломон

Previous post Next post
Up