Советы по воспитанию малыша #5: Правила

Dec 09, 2016 15:49

• Если малыш ударил брата, а мать оттаскивает его, шлепает по попе и говорит «перестань сейчас же», в таком случае, резкая реакция матери не поможет ребёнку научиться быть добрее, а только усилит его агрессию, поскольку продемонстрирует, что это допустимая модель поведения.

• Если вы вышли из себя и шлёпнули ребёнка, скажите ему что произошло. Признайте свою ошибку и извинитесь. Важно обязательно обсудить с ребёнком то, что произошло - для восстановления взаимоотношений. Подождите и дайте ребёнку время чтобы ответить. Можно спросить его «что ты почувствовал, когда я тебя шлёпнула?»

• Когда детско-родительские отношения основываются на взаимном уважении и доверии, у детей легко получается соглашаться с правилами и ограничениями.

• В ситуациях, когда ограничения необходимы, ребёнок совершенно точно будет расстроен, его огорчение допустимо. Оно пройдёт и не потому, что ребёнок научился быть уступчивым, а потому, что ограничения были ясно установлены и последовательно соблюдались, и ребёнок знал, чего от него ждут.

o Пример: один малыш был в классе с матерью, когда пришёл его отец, сел рядом с женой и поцеловал. Ребёнок разревелся, потребовал, чтобы отец пересел на другой конец комнаты. Отец тихо, но твёрдо сказал сыну: «я знаю, ты хочешь, чтобы я сидел там, но я хочу сидеть рядом с мамочкой». Все слушали, как его сын, протестуя, плакал в течение нескольких минут, но потом затих, а поckt- вернулся к игре.

• Вместо того, чтобы контролировать своего ребёнка, направляйте его: сообщайте чего вы от него ожидаете, устанавливайте чёткие границы с учётом его точки зрения и верьте, что со временем он научится тому, чего от него ждут. Будьте уверены, что ребёнок от природы добр, а для выработки самодисциплины нужна практика, в таком случае, вы сможете повторять одни и те же правила по несколько раз на дню в течение многих дней, пока малыш не научится им следовать.

• Будьте решительны и спокойны. Лучше один раз установить правило, дать ребёнку время с ним согласиться и затем следовать ему. (ребёнок может в ответ громко закричать и даже расплакаться, но вместе с этим, он испытает огромное душевное облегчение)
Бывает, что родители болезненно воспринимают детский плач и делают всё, чтобы следовать желаниям малыша, потому что стремятся не допустить слёз и вспышек гнева. Так у ребёнка формируется нереалистичные ожидания, и , обнаружив впоследствии, что окружающие вовсе не бросаются исполнять каждую его прихоть, он будет разочарован и раздосадован. Родители, т.о. не дали ребёнку возможности узнать, что жизнь включает борьбу, разочарования и компромиссы, и согласиться с этим.

• Вместо того, чтобы наказывать ребёнка, спокойно скажите ему, чего от него хотели бы вы. Сообщите ему об этом в позитивной манере. Ваш тон должен транслировать вашу уверенность. Попробуйте вместо простого ограничения предложить ему альтернативу.

• Напомните себе, что все хорошие привычки вырабатываются со временем и нуждаются в закреплении. А последствиями гнева являются обида и стыд.

o Пример: неприятно слышать и стыдно кричать «сколько раз тебе нужно говорить: убирай грузовик сразу как поиграешь!»
С помощью констатации фактов: «я вижу грузовик на лестнице» - можно добиться желаемого результата, и при этом сохранить хорошие отношения.
Вероятнее, что и ребёнок скорее захочет сделать то, что нужно, когда ему сообщают факты, вместо того, чтобы стыдить, ругать или заставлять подчиниться.

Вот это очень важное правило (потому что все известные мне родители забивают на себя)
• Чтобы построить отношения, основанные на взаимном уважении и внимании друг к другу, важно прислушиваться к себе: чего вы хотите и в чём нуждаетесь в этот момент.
Поступая таким образом, вы развиваете в себе самоуважение.
Когда вы честно сообщаете ребёнку о своих истинных чувствах, он открывает для себя тот факт, что у вас тоже есть потребности.

• Малышу важно знать, что он не всегда получит желаемое. Уступая в ответ на каждую слезинку ребёнка, мы лишаем его возможности познания самого себя и не даём ему научится полагаться на свои силы.

• Нелегко сохранять спокойствие, когда ребёнок ведёт себя агрессивно. В таких случаях важно продемонстрировать модель более доброго, мягкого поведения и взаимодействия с другими людьми.
Хронически агрессивному ребёнку важно видеть, слышать, чувствовать, что значит быть добрым и мягким с другими и с самим собой.

• Устанавливая ограничения, избегайте обобщения "мы". Когда вы говорите от первого лица, вы высказываетесь прямо, указываете ребёнку на существующие ограничения и сообщаете, что чувствуете в связи с его поведением.
Не смягчайте сказанное улыбкой или шуткой,
Старайтесь избегать слов вроде «хорошо?» в конце предложений. Вместо этого сообщите факты. Всё это может озадачить малыша.

• Если правило нарушается, продемонстрируйте ребёнку последствия. Пусть ваши слова будут констатацией факта, но не объявлением о наказании.
Даже если надо уйти с площадки, куда вы только что пришли.
Бывает непросто отказаться от своих планов, чтобы продемонстрировать ребёнку последствия его действий, но дело того стоит. Когда родители постоянно устанавливают ограничения, но совершенно не следуют им, дети думают, что правила можно игнорировать.

• Когда малыш научится ходить, он меняется, он может требовать и даже приказывать вам сделать то или иное действие.
Удержитесь от соблазна приклеивать ярлык к такому поведению и осознайте, что этот этап пройдёт. Отнеситесь к этому с юмором и отвечайте ребёнку строго по делу. Желание ребёнка выяснить как далеко он может зайти со своими приказаниями, вполне естественно. Установить для него ясные и последовательные границы, подобно тому, как вы делали, когда он начинал ползать - ваша обязанность. (ему может быть нетрудно принять одно ограничение, а другое вызовет сильное отторжение, и вам придётся повторять его раз за разом, в течение нескольких месяцев, пока он не свыкнется с ним)

o Пример: «нам пора идти домой. Я собираюсь пойти в гостиную, чтобы взять ключи. Когда я вернусь тебе пора будет надевать ботинки». Поскольку время для малыша понятие абстрактное, использование зримого ориентира «когда я вернусь» - может помочь ему понять, что произойдёт потом.

что бы почитать?, Воспитывай наблюдая, книги для молодых родителей, Малышу виднее, советы по воспитанию ребёнка, Дебора Соломон

Previous post Next post
Up