Продолжаем наше путешествие по музейному комплексу Верхней Пышмы. Я вот тут ходил по открытой площадке музея и думал. Надо же, какой же я с возрастом всё-таки стал неэмоциональный. Вот раньше, в молодости, увидел бы я самолёт Мясищева - и был бы рад, Очень сильно был бы рад. Ходил бы вокруг, цокал языком и восхищался, какой он огромный и красивый. А тут... Ну, самолёт, ну Мясищева. Правда здешний самолёт М-4, он уже старый, потёртый, неотреставрированный, с пустыми гондолами двигателей, занесённый снегом. Хотя всё равно огромный и стремительный. Это самый большой из самолётов музея. Но стоит он так, что его не сразу и заметишь. Вы видите тут самолёт Мясищева?
Конечно сверху его гигантские крылья гораздо заметнее.
Вообще, поражает контраст между самолётами военного времени и самолётами послевоенными. Самолёты Великой Отечественной стоят в тёплом зале, отреставрированные, покрашенные, сверкают свежим лаком. А эти... Так и хочется сказать нечто типа. Там, в зале -«крылья победы», а здесь, на улице «крылья поражения». Имеется в виду конечно же поражение в Холодной войне. Хотя, зря я так. Эти большие самолёты тоже будут отреставрированы, хотя сделать это гораздо труднее из-за их размеров. А с чего я решил, что их таки реставрируют? Просто увидел, что, например, Ан-12 и Ту-134 начали чистить от старой краски. Ту-134 был в цветах «Алросы». Его от «Алросы» уже избавили почти полностью. Наверное, потом будут красить в цвета «Аэрофлота» семидесятых годов.
Мне непонятно, что музей хочет делать со всеми этими большими самолётами. Сейчас они стоят хаотично, загораживают друг друга, вид их, откровенно говоря, непрезентабельный. И если собирать коллекцию советских самолётов 20-го века и дальше, то музею понадобится гораздо большая площадь. Где они всё это разместят? Ведь среди советских самолётов были и настоящие гиганты. А то, что музейщики уже начали собирать такую коллекцию - заметно. Например, вот. Половина Ту-154. Вернее, не половина, чуть меньше.
Привезли этот обрубок кстати из Перми, из местного Музея авиации. Пермский музей авиации - довольно интересное учреждение. Есть там база по сбору металлолома. Авиационного. Вот из этого лома берут части самолётов, которые могут быть интересны посетителям, и выставляют. Жаль, что мы в Пермь приезжаем в основном зимой, когда авиамузей не работает.
На торце написано "Авиамузей Пермь".
Таких будущих экспонатов я насчитал тут четыре. Ещё один - корпус Ан-2, кукурузника. Работы с ним, конечно, тоже будет много.
И вертолёт Ми-4. К этому вертолёту я слегка неравнодушен. Потому что именно его планировали использовать в неосуществлённом проекте вертолётной линии Новоуральск-Свердловск.
https://guriny.livejournal.com/322037.html И ещё одно фото. Может быть, с этим вертолётом тоже сделают живописную инсталляцию. Трап, по которому с вертолёта съезжает пушка или военный газик, десантники в тельняшках. Хотя я предпочёл бы пассажирский вариант этого же вертолёта. И чтоб внутрь пускали. Пассажирский вариант отличался отсутствием грузовых ворот в задней части вертолёта и более крупными окнами. Только это, скорее всего, гораздо бОльшая редкость, чем вариант военный.
А что это такое - я определить не смог. Видно, что это кабина самолёта, стоящая носом кверху. Видно, что она огромна. Но какой это самолёт? Ил-76?
Ещё одно фото того же самого объекта.
А это Аля у шасси М-4. Колёса стратегического бомбардировщика лишь немногим меньше человеческого роста.
Говорят, что внутри его фюзеляжа ничего кроме этих огромных колёс и не помещалось. А всё ядерное оружие, для которого и был построен этот самолёт, нужно было подвешивать под крыльями. Шасси у него было «велосипедного типа». То есть, было две стойки, которые прятались в фюзеляж, а не в крылья, как у большинства самолётов.
Жаль, что недолго мы походили по сенью потёртых крыльев. Было холодно. Как говорит нам табло: «Сегодня минус тринадцать, но по ощущениям как минус восемнадцать». А самолёты здесь собраны самые разные. Ил-28 и Миг-15. Ту-22 и беспилотник «Стриж».
Надо приезжать сюда летом, чтоб ходить и спокойно разглядывать все эти самолёты.
Есть Ил-14 в ливрее советской полярной авиации. К нему вон и лесенка пристроена. Значит, пускать людей внутрь самолётов в музее всё же планируют. Это радует.
А при выходе из музея мы разговорились со служительницей. Как говорить с людьми заинтересованными? Выражай свой восторг - и всё. И такие люди тебе сами многое расскажут. Тем более, что восторг наш от музея был неподдельным. И она нам рассказала, как развивается экспозиция. Рассказала, что лесенки для осмотра кабин истребителей- это недавнее изобретение, раньше их не было.
А ещё в планах построить ещё один павильон. Там будет космос. Космические ракеты, спутники, корабли, космическая техника и скафандры. Ещё хотят построить здесь же и гостиницу, потому что за один день осмотреть всё просто невозможно. А в музее «Парадный расчёт» есть танк в разрезе. Туда можно залезать и всё крутить. И нам тоже захотелось залезть и покрутить. Потом приедем - обязательно покрутим. А ещё - приезжают разные люди из Москвы и удивляются:
-Мы и не знали, что в какой-то ПЫшме...
Многие неуральцы произносят название города неправильно, с ударением на первом слоге. Рассказала про одного толстого офицера, который хотел сфотографироваться в исторической военной форма, да так и не смог застегнуть шинель. Рассказали нам, что Пышма, интересный, растущий и развивающийся город. Летом - весь в цветах. И даже о трамвайчике отозвались с похвалой. Хотя к трамвайчику у людей накопилось довольно много претензий. Автобус ведь теперь отменили и добираться от Екатеринбурга до Пышмы стало дольше. А ещё, в этом трамвайчике только безналичный расчёт. И люди тяжело привыкают к необходимости расплачиваться за проезд с помощью карты, постоянно таскать её с собой.
А у меня опять-таки идея появилась. Надо написать название города огромными железными буквами. Уже с правильным ударением, чтобы иногородние знали. И выставить эти буквы у ограды музея. Хотя не поможет.