50 лет Новоуральскому вертолёту.

Jul 12, 2014 13:37



Вертолёт в городе Новоуральске редкий гость. Когда он в очередной раз прилетает - это становится событием, отмеченным "в анналах". Вот, и вот и раньше тоже было три прилёта. И всё. А оказывается, мысль о своём новоуральском вертолёте, и даже регулярных рейсах из нашего города в Свердловск будоражила мысли городских властей ещё полвека назад.
      Передо мной юбилейная газета "Нейва", в ней статья о руководителях города, одним из которых был М.В. Николаев. И там мы видим такие слова:"....по открытию трамвайно-троллейбусного движения и постройки вертолётной площадки...". Впрочем, сами читайте, текст разборчивый.






Значит в конце пятидесятых, начале шестидесятых с высокой трибуны Красного дома (он был построен в 1960-м году)  вполне всерьёз были озвучены намерения организовать в нашем городе троллейбус и вертолётную площадку. Троллейбус для того, чтоб мы, жители города "Н" тихонечко и без бензиновой вони ездили себе по городским улицам. И вертолётную площадку, чтоб опять-таки мы не тряслись в электричках, на жёстких деревянных сиденьях, а с комфортом летали в Свердловск на вертолётах.
       Да. Для людей шестидесятых годов ничего невозможного не было. Если уж Гагарина в космос запустили, так что, с троллейбусом не справимся что ли, или с вертолётом? И это сделаем.
        А интересно, какие вертолёты были в то время? На чём могли бы летать со свистом наши предки? А вертолётов тогда в СССР было не густо, прямо скажем. И все они были не сказать чтоб очень пассажирские. Я могу припомнить только три типа вертолётов, существовавших в то время. Ми-1, Ми-4 и Як-24. Вот и всё. Если кто знает про вертолёты тех лет больше моего, пусть меня поправит. Ми-1 - вертолёт маленький, а Як-24 не получил особенно широкого распространения. Остаётся Ми-4.
       Вот так мог выглядеть полёт наших предков в Свердловск за покупками.




Теперь насчёт троллейбусов. Раньше я иногда думал, а откуда же взялись слухи о том, что в нашем городе хотели пустить троллейбус. Об этом мне еще в глубоком детстве говорил отец. Оказывается вон оно что. Это было вполне официальное намерение наших органов власти. Причём тогда (в моём детстве) говорили, что от троллейбуса отказались из-за того, что улицы города гористые, а троллейбус не сможет ездить по крутым горкам. А ещё говорили, что был и другой вариант троллейбусного движения в городе "Н". Это маршруты в промзону, где горок нет.
      В те годы кстати "равнинная" часть города Новоуральска ещё не была построена. Весь он был на горках. Примерно в то же время была построена троллейбусная линия Ялта-Симферополь в Крыму. Для неё специально закупили троллейбусы "Шкода", которым горки  были нипочём. Может быть, что-то подобное планировали пустить и у нас?




Вот такое яркое вероятное прошлое родного Новоуральска. Мечты, которым полвека.  Интересно, как потом власть объясняла народу, "что не сладилось, что не сбылось"? Или вообще никак не объясняла, что тоже возможно. Типа забыли и всё тут. И вы забудьте. Ну не будут же они объяснять обывателям, что импортные троллейбусы довольно дороги, и их уже распределили в Прибалтику, Крым и Западную Украину, на "парадный фасад" социалистического государства. А вы тут и без троллейбусов "колбасненько живёте".
       И вот ещё что непонятно. Почему, намереваясь построить вертолётную площадку, не вспомнили о "бесполётной зоне"? Ведь именно это должно бы прийти на ум прежде всего. То, что над атомным закрытым городом нельзя летать. Никто в то время над ним и не летал кроме американских самолётов-разведчиков. А потом с развитием систем ПВО и они летать перестали.
      А мне тут почему-то подумалось. А не за эти ли несбыточные мечты товарища Николаева с власти попёрли? Ведь "та самая" отчётная сессия была в 1961-м году. И тогда же закончились его полномочия.
      

Свердловск-44, история, Новоуральск

Previous post Next post
Up