В Музее автомобильной техники в Пышие есть интерактивный стенд. На нём - множество фото самых разных автомобилей, сделанных в советское время. И подпись, гласящая, что по улицам советских городов ездили не только «жигули», «волги» и автобусы «Таджикистан».
Множество маленьких картинок с автомобилями. Нажмёшь на картинку - изображение должно увеличиться, и появиться название автомобиля и какая-то ещё информация о нём. Жму - что-то происходит, но изображение не увеличивается. А машины интересные. Тут и «Зил-118», и отреставрированная БМВ военных времён, и «Татра-148» с экскаватором, и «кюбельваген». И более привычные машины - классический «Мерседес» 70-х годов, «Москвич-2140», МАЗ-537, самая новая «Колхида» с прицепом.
Оказывается, все эти фото - огромный архив Михаила Михайловича Медведева. Его передал пышминскому автомузею сын фотографа, тоже М.М. Медведев, известный в России автожурналист. Он рассказал, что его отец сам никогда не водил машину, но автомобили ему нравились. И он их увлечённо фотографировал. Наверное, все его снимки автомобилей были сделаны в Москве в восьмидесятые годы. Это мне так напомнило меня в детстве. Мне тоже очень нравились машины, но нравились мне они чисто как некий арт-объект. Я любил их рассматривать, но никогда не стремился сесть за руль и узнать, как оно там всё в машинах устроено.
В детстве я был уверен, что владение автомобилем - это не для меня. Автомобиль - это сложно, дорого, хлопотно, непонятно. А все без исключения шофера казались мне людьми злыми, наглыми, нервными. Помню, как меня поразил контраст между красивой автомашиной и злым человеком, который в ней сидел. Мы, дети, часто шатались по промзоне, по каким-то гаражам, автопаркам. В советское время этих автопарков в городе Свердловске-44 было великое множество. Никто нас оттуда не гонял. Ну, дети есть дети, пусть смотрят, приучаются к взрослому делу, вырастут - сюда работать придут.
Однажды пришли мы с другом туда, где стояли портальные краны. Про краны я тоже как-то писал, это была наша местная достопримечательность. И под краном мы увидели «Татру». В городе у нас таких машин не было. Но иногда иногородний транспорт пускали в наш закрытый город, например, для того, чтоб загрузиться углём у тех кранов. Ребёнку всё незнакомое кажется красивым. И мы стояли, любовались этой самой «Татрой», старались подойти поближе. Вдруг из машины вылез водитель и как-то злобно на нас набросился, стал матом ругаться. Меня это поразило. Мне казалось, что в красивой машине и человек должен сидеть хороший. А тут вон что.
Автопарк города Свердловска-44 в классические застойные времена особым разнообразием не отличался. Огромную его часть составляли автомобили «Зил» всех моделей и модификаций. Чаще всего именно они встречались на наших улицах. Легковые машины тоже были все советские и привычные. Что-то экзотическое встречалось крайне редко.
Автомобильным «чудом и открытием» для меня стала Москва, куда я почти каждый год ездил к тётке. Помню, мне кто-то сказал, что там, в Москве есть удивительно красивые иностранные машины. Было мне тогда лет пять. И вот, я прилетел с родителями в Москву, еду на автобусе из аэропорта. Автобус шёл долго и через самый центр, чуть не по Красной площади. Я сидел, прилипнув носом к окну. Разглядывал. Вдруг увидел какие-то иномарки, не помню уже какие. И с восторгом завопил на весь автобус:
-Вон они, иностранные машины!
Отец посмотрел на меня с укоризной и сказал, ну, что это за телячьи восторги. Слова о телячьих восторгах слегка меня обидели, и я притих.
И теперь, разглядывая эти фото из архива Медведева, я вспомнил детство. И те машины, которые видел тогда на улицах Москвы. Классические «Мерседесы», в том числе и милицейские. Московская милиция ездила тогда и на них. Кстати они были довольно скромных размеров, наверное, даже меньше «Волги». Помню «Ситроен», выезжавший из ворот Кремля в хвосте колонны каких-то чёрных посольских машин. Что за машины были - я не помню. А вот «Ситроен DS» запомнил сразу и навсегда. Настолько он был красив и отличался от всех прочих.
Ещё «Мерседесы», уже грузовые. База «Совтрансавто» была недалеко от того района, где жила тётка. Здоровенные пёстрые автобусы, на которых приезжали в Москву западные туристы. Редкие стремительные спортивные автомобили. Помню выставки с оранжевыми новенькими «Колхидами». Даже одну самодельную машину помню. Она стояла в двух шагах от тёткиного дома в Марьино. Если бы я умел фотографировать в то время, то у меня тоже был бы огромный фотоархив, как у Медведева. Но до первого фотоаппарата мне было тогда так же бесконечно далеко, как и до первого автомобиля.
Фотографии Медведева привлекают тем, что они подлинные, настоящие, не постановочные. Это реальные автомобили в реальной обстановке. Рядом с ними улицы, люди, деревья, трава. Подлинные люди и подлинная трава той, ушедшей от нас эпохи. А ещё, ценно то, что «героем» каждой фотки стал именно автомобиль, а не городской пейзаж вообще. Таких фотографий на самом деле не так уж и много в Интернете.
Вернувшись из Пышмы, я подумал, что если архив Медведева оцифрован, то вполне вероятно, что он выложен в Интернет. И я оттуда фоточек натаскаю и проиллюстрирую ими свой пост. Ищу, а фоток и нет. Может быть, плохо ищу. Это и неудивительно, ведь ищу-то я по фамилии, а фамилия Медведев очень распространённая. Так и не нашёл. А может быть, в пышминском музее архив есть, а в Интернете его нет. Жаль, если так.
Под конец пусть будет «Ситроен» из собрания музея. Почти такой же, как я видел в детстве, только белый. А тот был «дипломатически-чёрный».