Я опять про Пышму. В музее автомобильной техники есть выставка маскотов. Прямо на лестнице. И не только на лестнице. Маскоты - это те самые «носовые фигуры» для автомобилей. В советском нашем быту их было негусто. Красные знамёна на «Зисах», красное же знамя на «Москвиче» и олень на «Волге». Хотя нет. Если покопаться, то можно найти ещё. К примеру, алюминиевый ярославский медведь. Шикарная статуэтка. Один такой медведь до последнего времени был у нас в городе. Он красовался на капоте одного «Зила», который развозил продукты по магазинам. Естественно, его перенесли туда с какого-нибудь давным-давно списанного самосвала ЯАЗ. А может быть, он сменил даже несколько машин-носителей. Такими медведями никто не разбрасывался, их берегли и передавали по наследству. Был ещё минский зубр. Хотя вроде он маскотом не был. А был просто рельефом на первых «Мазах». Была ещё здоровенная птичка с одного из вариантов «Зила-111». Но это уж по-моему редкость страшенная, которая стоит дюжины аистов, снятых с «испано-сюизы». И конечно, изящная надпись «Зил», заключённая в никелированную рамку - деталь позднесоветских лимузинов. В общем, на отечественные маскоты у «Железного Эрмитажа» пороху не хватило, приходится любоваться творчеством капиталистических хищников.
Вот она, лестница пышминских автомобильных сокровищ. Маскоты вон в тех цилиндрах с подсветкой.
Сам я до последнего не знал это слово - маскот. Что за слово такое кошачье? Зато теперь знаю и употребляю по мере надобности. Кстати, означает оно не только фигурку на носу автомобиля, но и вообще талисман. Есть даже такое значение, как «понты». Если что, то москвичёвское знамя - вот. Скромно, идеологически выдержано и со вкусом. Советскому автомобилю понты ни к чему.
У капиталистов же всё было более роскошно. Например, вот такой козёл. Сначала я подумал, что это всё тот же волговский олень, но потом присмотрелся. Похож, но не он.
Кстати. Жаль, что все эти статуэтки не имеют подписей. И надо рыться в Интернете, чтобы узнать, что козёл - это «Крайслер». А может быть, это и антилопа. А вот собака гончая - это «Линкольн». Но не только. Собаку устанавливали ещё и на автомобили «Форд».
А здесь собака сильно стилизованная, почти неузеваемая.
В те давние времена не было ещё строгой стандартизации. И фигурку могли сделать какую угодно по желанию заказчика. Могли ставить разные талисманы на разные модели одной марки. Были маскоты и совершенно неприличного вида. Сразу скажу, что здесь таких нет. Зато есть сразу несколько аистов «Испано-Сюизы».
Век автомобильных маскотов длился недолго. Двадцатые годы, тридцатые, сороковые, пятидесятые. Может быть, их век начался даже чуть раньше двадцатых. Дольше шестидесятых они не прожили. Потом они превратились в плоские шильдики. Исчезли волговские олени и москвичёвские знамёна, канули в лету ярославские медведи.
И с западными талисманами произошло примерно то же. Остались считанные единицы. Самый яркий пример - это «Дух экстаза», эмблема «Роллс-Ройса». Кстати. Ни одного «духа» в этих цилиндриках нет. Впрочем, виноват, один есть, просто у меня снимок не получился.
Когда возникли проблемы с травмоопасностью маскотов, английские конструкторы наши оригинальное решение. Они сделали «дух» убирающимся. Поехала машина - фигурка прячется под капотом, останавливается - фигурка выставляется обратно. На других автомобилях, скорее всего, талисманы делались так, чтоб их можно было легко отломить. Если машина собьёт человека, то большого вреда ему легколомающаяся штучка не причинит. А, скажем, «Зил» с его маскотом мог и вовсе не беспокоиться. Ибо он всегда ездил с сопровождением и сбить человека просто не мог.
Это, скорее всего «Виллис-Найт». Knight - рыцарь.
«Плимут», «Паккард», а правую статуэтку я определить не могу. Что там за профили, напоминающие Маркса, Энгельса и Ленина?
Лев - это «Пежо». Лев был эмблемой фирмы до того, как она стала выпускать автомобили, лев остался её символом и теперь. Хотя конечно уже плоский и сильно стилизованный.
А был вот такой. И даже с подписью скульптора. А фамилия его была Маркс. Вон, можете прочитать.
Более ранние маскоты отличались тем, что они часто были объединены с пробкой радиатора, у них круглое основание. Возьмёшься за фигурку, открутишь пробку - можешь заливать воду в радиатор. Этот орёл - явная крышка пробки.
И этот аист - тоже.
Кстати коллекция маскотов тут далеко не полная. Не видел я ни одного барана, слона или стрекозы. Баран - это «Додж», танцующий слон - это «Бугатти», стрекоза - это «Делайе». Зато есть та самая мышь. Кто мог выбрать символом свой автомобильной фирмы мышь? Почему мышь? Не нашёл я в Интернете никаких мышей. Может кто подскажет, откуда взялась эта мышь.
Более поздние фигурки отличаются включением пластиковых элементов.
Хрустальный петушок.
И самолётные крылья. Подобные эмблемы ставились на автомобили обтекаемого, «авиационного» дизайна.
Дух Ветра. Эмблема автомобиля «Делаж» из красного стекла. Оказывается были и стеклянные маскоты.
Я задумался, откуда же такое богатство. Неужели музей покупал автомобили только для того, чтобы открутить от них эти красивые штучки? Вряд ли. Скорее всего, их продавали отдельно. Там, на Западе. И, может быть, они не были скручены с разбитых машин. Я думаю, что западные автозаводы делали эти штучки в качестве рекламных сувениров. Если хочешь показать друзьям, что у тебя есть престижный автомобиль - покупай сувенир. А может, сувениры просто прилагались к машине, как к тому же «Роллс-Ройсу» прилагается зонтик, вставленный в нишу двери. Жаль, что такого обычая не было у нас. Наверное, многие хотели бы купить и поставить на стол того же оленя или медведя.
А ещё, в коллекции музея много знаков автомобильных клубов. Например, вот. «Клуб спортивных автомобилей Америки». Такие шильдики прикрепляли к своим машинам члены клубов.
Любители классических автомобилей.
Есть клубы любителей какой-то одной модели. «Кадиллак Ла-Салль клуб. Сан Диего».
Эти клубы устраивают аукционы, распродажи. На таких вот распродажах музей и покупал свои зарубежные автомобили. На многих его экспонатах стоят подобные шильдики. Есть даже нечто турецкое.
А это, если помните, Айзек Уолтон. У меня он упоминался давным-давно и под тэгом «Железная дорога». Когда я писал о тепловозе, превращённом в номер отеля. А отель был назван в честь того самого Айзека Уолтона, автора книги о рыбалке. Скорее всего, подобные шильдики ставили на свои машины американские рыболовы.
Ладно. Пожалуй, пора заканчивать. Под конец пусть будет вот такая забавная собака.