Причина взлета монгольской империи - во многом в специфике империй китайского мира, которые не смогли остановить монголов. Цзинь во главе с чжурчженями, тангутская Си Ся, остатки киданьской Ляо. Но главное - грандиозная по экономической мощи, населению , армии и культуре чисто китайская Сун.
Причины коллапса Си Ся и Цзинь достаточно просты. Си Ся была относительно небольшой и сложной по этническому составу. Цзинь - тем более, обычная крупная земледельческая, китайская в основном по населению империя, возглавляемая полукочевниками.
Наиболее удивительна в этом плане Сун.
Сун не сплотила вокруг себя более или менее "китаекультурные" государства. Сун наоборот приняла участие в совместном с монголами разгроме Цзинь.
Последовавшее затем завоевание монголами Сун было одним из самых жестоких в истории человечества завоеваний одним народом другого. Читать историю этого завоевания и монгольского режима в завоеванной Сун - это примерно как хроники испанских завоеваний в Америке и их обращения с индейцами в первые десятилетия после завоеваний.
Причина самоубийственной политики Сун - во многом, в ее ценностях. Конфуцианское государство. Практически светское. Поощрявшее искусства. позволявшее людям искусства влиять на высшую политику и дипломатию. Практиковавшее в политике и дипломатии нечто наподобие макиавеллизма. Обеспечившее процветание маленькому человеку с его культом комфорта и верой в решающую в политике силу денег.
Сун погубило именно это: своего рода "либерализм", "маленький человек", "средний класс", люди искусства и эстеты политической интриги.
Громадная накопленная мощь экономики, армии, культуры управлялась людьми с очень небольшим горизонтом планирования.
К моменту завоевания Сун монголы уже покорили Степь до Дуная, Цзинь, основную часть исламского мира, Русь, ввели в альянс с собою Геную и Венецию с их частью католического мира.
И вот в такой ситуации гедонистичная Сун, имевшая время на подготовку к неизбежной войне, не нашла ни военного ни дипломатического разрешения экзистенциальной для нее угрозы.
Хотя одно из решений лежит на поверхности: отказ от полусветскости и гедонизма в пользу какой-либо версии идеократии. Готовые предложить себя в качестве такого идеократического стержня Сун учения и движения были. И внутри Сун и рядом с нею: тантрический тибетский буддизм, даосизм "ордена" Чань Чуня, Тхеравада на юге.
Но аристократия и просто жители Сун по мере завоевания монголами предпочли массово топиться в речных заводях, но не отказываться от своего "либерализма".
В результате наполненные энергией учения пошли к монголам и были приняты там.
Редкостно поучительная история. В некоторых аспектах для истории более важная, чем падение "погрязшего в пороках" Рима перед христианами и варварами. Сун в пороках слишком сильно не погрязала.