93. День независимости Беларуси и европейская интеграция

Jul 03, 2020 15:01



Есть у меня на тему нынешнего праздника необычная история.
Конец 90х. Дублин. Много-много бесед о границах европейской интеграции в 90х.  Я там оказался с финансированием от Брюсселя. Была одна программа в основном с французскими Институтами политических наук. Это аналоги Академии управления нашей или Российской.
На мне было разработать и написать книгу по социально-экономическим аспектам европейской интеграции (разработал и написал: "Европейская интеграция. Введение в проблему").
Работал на базе Тринити колледжа в Дублине. Департамент назывался, если память не изменяет, международных отношений.
И вот бесконечные беседы: есть ли у ЕС естественные границы. Тогда у них был романтичный период. Брюссель добился от восточных европейцев индивидуальных программ по подготовке к членству в ЕС. В рамках такой программы Литва, например, отказалась от Игналинской АЭС.
Разумеется, всплывал вопрос о России и Беларуси с Украиной. Могут ли они стать членами ЕС или хотя бы частью европейской интеграции.
Десятки часов обсуждений с самыми разными людьми из самых разных стран в самых разных форматах.
По Беларуси я объяснял, что тут граница продвижения ЕС на восток. Что у каждого явления есть естественная граница. Для ЕС она - тут.
Это звучало революционно, провокационно, дерзко, ломающе шаблоны.
Им было очень тяжело понять, что очарование европейских ценностей и выгод европейской  интеграции не может быть подавляющим.
Им было очень тяжело понять, что надо ставить вопрос не о членстве в ЕС, а о  реальном партнерстве ЕС с России и  союзом стран вокруг нее.
Вот этот сегодняшний белорусский праздник ломал их шаблон особенно сильно. День независимости подчеркивает антинацизм Беларуси. ЕС - проект левых. Им восточно-европейский национализм в глубине своей отвратителен. Они его просто терпели. А, вот,  белорусский  День независимости через разгром нацистских войск как части войны антигитлеровской коалиции против нацистской Германии - это было глубоко симпатично.
Но нежелание страны терять независимость в пользу ЕС - не то чтобы совсем уж не понятно. Оно просто не укладывалось в рамки принятого шаблона.
Они  опасались, что если и Россия пойдет этим путем, то ЕС получит на востоке европейский интеграционный полюс на более мощном, чем в самом ЕС базисе антинацизма, антирасизма, социального государства.
Я предложил компромисс: пока Россия к такой идеологии не перешла, а дело  было в 1998 году, в разгар либеральных реформ, Ельцина и дефолта, считать Беларусь не частью альтернативной Европы, а европейским исключением из правил.
На том тогда и расстались.
Но сейчас я бы уже говорил об альтернативной Европе. Перешедшая к антинацистской идеологии устойчивая сильная в военном отношении Россия и союзная ей  сохранившая эту идеологию Беларусь. Еще кое-что.  С потенциалом поддержать европейские ценности и развить\поправить их в каких-то моментах большим, чем у самого ЕС.

Антинацизм, Россия, геополитика, национализм, культура, Европа

Previous post Next post
Up