Кроме БРЕКСИТа, снижения дотаций из ЕС и возможных потерь от падения российского транзита, негативными для экономики Литвы являются также:
- рост военных расходов;
- угроза падения доходов от переводов трудовых мигрантов в силу надвигающегося ухудшения условий для трудовой миграции в развитые страны ЕС;
- непрогнозируемые последствия отключения Литвы от единой энергосистемы с Россией и Беларусью;
- продолжение исхода трудоспособного населения в развитые страны ЕС;
- демографическая яма 2020-х годов.
Позитивные факторы, в случае позитивной адаптации Литвы к ним:
- рост китайского транзита через Клайпеду-Беларусь;
- вступление в строй Белорусской АЭС в Островце;
- возможное возвращение Беларуси к экономическому росту и приток туристов из Беларуси в Вильнюс.
***
Две «проблемы-2020»
Год Литва встречает с 2,7% роста ВВП и бюджетным дефицитом. Предусмотренные расходы в утверждённом 22 декабря бюджете на 500 млн евро превышают доходы. Дефицит государственного сектора, куда помимо национального бюджета входят бюджеты Фонда социального страхования («Содра»), Фонда обязательного страхования здоровья и другая «социалка», - 0,7% ВВП. При этом структурный дефицит государственного сектора, с учётом замечаний Еврокомиссии, составит 1,8% ВВП.
Причин резкого роста расходов две: затратная новая социальная модель, вступающая в силу с начала 2017 года, и внушительное увеличение вливания денег в оборонную сферу с целью достичь норматива НАТО по трате 2% ВВП на «оборонку». Достичь этой цели Литва планирует досрочно - к 2018 году (вместо 2020-го, как планировалось ранее), и это не предел: новый министр обороны Раймундас Кароблис
считает, что оборонные расходы должны составлять 2,2-2,4% ВВП. Дефицит и рост расходов происходят на фоне падения внешней торговли: в 2016 году экспорт и импорт сократились на 2,9% и 4,7% соответственно.
Литовским властям предстоит сделать первые шаги в разрешении двух экономических «проблем-2020», которые грозятся настигнуть республику практически одновременно - это последствия Brexit и окончательное сворачивание российского транзита. Если не произойдёт ничего неожиданного, к 2020 году должен оформиться процесс отмежевания Великобритании от Евросоюза. Тогда же будет приниматься очередной 7-летний финансовый план ЕС. Без Соединённого Королевства Брюсселю придётся пересмотреть бюджетную политику, в том числе по части оказания финансовой помощи Восточной Европе из структурных фондов ЕС и инвестиций в рамках европейской политики кохезии (выравнивания экономических потенциалов регионов). Поскольку развитие Литвы в значительной мере зависит от европейских дотаций, в случае «урезания» помощи она существенно пострадает. Согласно
исследованиям Еврокомиссии, инвестиции ЕС в среднем давали литовскому ВВП дополнительно по 2,6% роста. На вливания из ЕС приходится 2,45% валового национального дохода Литвы. Кроме того, по оценкам Всемирного банка, 1,2% ВВП страны формируется за счёт переводов от литовцев, работающих в Британии. На основании этих показателей международное рейтинговое агентство S&P в «Индексе уязвимости от Brexit»
поставила Литву на первое место.
Минфин предыдущего правительства мнение S&P оспаривал, ссылаясь на то, что организация оперирует неточными данными. Доля правды в этом может быть - репутация рейтинговых агентств далека от идеала. Однако неоспоримым остаётся факт того, что Великобритания входит в четвёрку крупнейших доноров в европейский бюджет, и её выход из общей финансовой системы ЕС не может не сказаться на размере и распределении дотаций. Главный посыл Brexit - пора научиться жить по средствам. Делать это Литва, похоже, не готова. В соседней Латвии Минфин открыто обсуждает перспективу сокращения помощи ЕС и возможные пути выхода из ситуации - например, через увеличение налоговой нагрузки после 2020 года. Аналогичный план может реализовать и Литва (что, правда, ударит по рейтингам власти), но пока особых попыток осмыслить последствия 2020 года не наблюдается. Видимо, политики скорее надеются защитить статус-кво на переговорах о европейском бюджете. На их стороне хорошие показатели республики в освоении средств еврофондов - 99%, первое место по Центральной и Восточной Европе.
О вполне реальной возможности лишиться российского транзита говорят ещё меньше, несмотря на то что на Россию приходится 35% грузопотока Литвы.
Транзит и транспорт обеспечивают 12-15% ВВП стран Балтии, Литва тут не исключение.
Последовательная недружественная политика в адрес Москвы привела к тому, что Россия декларирует цель переключить грузопотоки с балтийских портов на отечественные тоже ориентировочно к 2020 году. При помощи системы скидок «РЖД» к тому же рассчитывает переманить из Литвы белорусские грузы с Новополоцкого НПЗ (белорусские грузы также составляют порядка 35% грузопотока Литвы). Вкупе с надвигающимся Brexit новости о потенциальном уходе российского транзита - отличный повод начать в следующем году корректировать собственную экономическую модель.
Источник: Аналитический портал RuBaltic.Ru
http://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/040117-prognoz-litva/ Источник:
http://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/040117-prognoz-litva/