Слегка небритый, он, покашливая, выходит на дорогу; над его головой плывут облака. Он воет как койот и думает, что все будет хорошо. А потом засыпает.
Этой сценой открывается «Мой личный штат Айдахо», один из лучших фильмов Ван Сэнта. Упорно не получается написать полноценный текст на него, поэтому, пересмотрев, опять выдаю поток сознания.
Майк и Скотт - уличные проститутки. Только для первого такой образ жизни - способ выжить, а для второго - бунт против отца. Отец - ни много, ни мало, а мэр Портленда, который больше всего на свете любит свое нерадивое чадо. Майк страдает нарколепсией, часто засыпает прямо посреди улицы и ему снятся плывущие облака, мама, дом и рыба на нересте. Он хочет найти свою мать, и вместе со Скоттом они отправляются на ее поиски: сначала в Айдахо, затем в Рим.
Простая история про двух парней с улиц, которые подрабатывают проституцией, в руках Ван Сэнта превращается в почти шекспировскую трагедию, своеобразную «человеческую одиссею» в поисках самого себя и своих корней. Отсюда - нарочитая театральность постановки, цитаты из «Генриха 4» Уильяма Шекспира, метафоричность и дотошность бытоописания.
Нарколепсия - защитная реакция героя то ли на извращенные фантазии своих клиентов, то ли на жестокость мира; плывущие облака - метафора пути и непрекращающегося движения; рыба на нересте - символ тщетности попыток вырваться из круговорота жизни. Поэтому маму в конце так и не найдут. И дома тоже не будет. Фильм начинается дорогой, ей же и заканчивается; промежуточный хронометраж - одна большая метафора личного пути. Для Майка это путь нескончаемого поиска себя, для Скотта - путь конформизма. Весь драматизм истории в том, что лучшие друзья в итоге оказываются по разные стороны баррикад. Один - ищет любовь, а другой - просто не умеет любить. Отсюда - «показное взросление» и псевдоморальное преображение Скотта в финале. Он знает, что такое дом, и у него была своя собака, поэтому его дорогой костюм - это такое же детское позерство, как и уличный бунт.
Ван Сэнт снял поразительное кино, тонкую притчу об одиночестве, несбыточности любви, поиске Дома, в конце концов - о том, что ты ждешь от жизни и что получаешь в итоге. С другой стороны, это в равной степени кино о конформизме, неумении любить и пропасти, которая неожиданно возникает между людьми. И, наверное, о смерти. О том, что только смерть расставляет все точки над «i».
Слегка небритый, он, покашливая, выходит на дорогу; над его головой плывут облака. Он воет как койот и думает, что все будет хорошо. А потом засыпает.
Черт побери, ведь жизнь - она как колесо: всегда возвращает тебя туда, откуда все начиналось. Так что - have a nice day.