В комментариях
спрашивают, кто сбил Герхарда Баркхорна 31 мая 1944. К сожалению, время вылета Баркхорна мне неизвестно и это не позволяет выдвинуть хоть сколько-нибудь обоснованную версию случившегося. Однако этот вопрос навел меня на мысль разобраться с другим эпизодом
воздушного сражения над Яссами.
Командир JG 52 оберст-лейтенант Дитрих Храбак (слева) и командир II./JG 52 гауптман Герхард Баркхорн (в центре) перед истребителем Мессершмитт Bf 109G-6, весна 1944 г.
Утром 31 мая 1944 года Герхард Баркхорн заявил четыре воздушные победы, три из которых ему были подтверждены, что увеличило его боевой счет до 272 побед. Для того, чтобы превзойти результат, достигнутый Гюнтером Раллем, и стать самым результативным летчиком-истребителем в мире, ему оставалось сбить всего три самолета. Однако в этот же день он был сбит и тяжело ранен в воздушном бою с советскими истребителями и следующие четыре месяца провел в госпитале. Всего через два дня после Баркхорна под огонь советского летчика попал и его командир. Храбаку повезло больше - сам он остался невредим и сумел вернуться на свой аэродром, где посадил поврежденную машину на фюзеляж. (c) Barbas
Летчики 427 иап перед самолетом Як-1, аэродром М. Биволари, лето 1944 г.
Слева направо: капитан Василий Хвостов (9 личных и 2 групповые воздушные победы), старший лейтенант Егор Василевский (25 личных и 2 групповые воздушные победы, Герой Советского Союза 15.05.1946), лейтенант Иван Табаков (23 личных и 1 групповая воздушная победа, погиб в воздушном бою 20.02.1945), лейтенант Иван Бурлаков (5 личных воздушных побед, сбит зенитным огнем и погиб 19.09.1944), лейтенант Георгий Гришин (1 личная воздушная победа), лейтенант Федор Шокуров (6 личных и 1 групповая воздушные победы), командир 427 иап подполковник Антон Якименко (15 личных и 1 групповая воздушная победа, Герой Советского Союза 29.08.1939). (с) Станков А.В.
2 июня в 12:05 две восьмерки Ил-2 568 шап под прикрытием четырех Як-1 и шести Як-9 427 иап вылетели на уничтожение танков противника, находившихся в 1 км юго-восточнее Тотоешти. Первую восьмерку Ил-2 вел капитан Сергей Феоктистов, а вторую старший лейтенант Борис Лозоренко (в сентябре 1944 оба летчика будут представлены к званию Героя Советского Союза, которое им будет присвоено 15.05.1946). Группу истребителей прикрытия возглавлял штурман 427 иап майор Шалва Кирия (ему звание Героя Советского Союза будет присвоено 26.10.1944).
В 12:23 группа Феоктистова в боевом порядке левый пеленг звеньев атаковала цель бомбами с планирования с высоты 800 м. В трех последующих атаках штурмовики атаковали цель пушечно-пулеметным огнем, планируя с высоты 500 м до 100 м. Восьмерка Лозоренко, которая подошла к цели в 12:24 также выполнила четыре атаки. Во время штурмовки группа Феоктистова была атакована четверкой вражеских истребителей, которых наши летчики опознали, как FW 190, однако на самом деле это были Мессершмитты JG 52 во главе с командиром эскадры оберст-лейтенантом Дитрихом Храбаком (награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями 25.11.1943). Сначала лейтенант Рудольф Вальтер сбил Ил-2 младшего лейтенанта Филиппа Гланштейна, который оторвался от группы при выходе из четвертой атаки (это была 5-я победа Вальтера, заявлена в 11:30 по берлинскому времени). Самолет Гланштейна загорелся и упал в 500 м к югу от Тотоешти, Гланштейн и его стрелок, младший сержант Николай Зачиняев погибли. Для Филиппа Гланштейна это был всего лишь шестой боевой вылет, а для Николая Зачиняева - девятый. Оба были посмертно награждены орденами Отечественной Войны II-й степени. В наградных говорилось, что Фокке-Вульфы атаковали штурмовики еще во время второго захода на цель, при этом Гланштейн сумел отразить атаку одного вражеского истребителя на идущий впереди Ил-2, а Зачиняев своим огнем сорвал две атаки FW 190, но затем их машина была сбита огнем третьего Фокке-Вульфа. Однако приведенная в наградных листах версия воздушного боя с продолжительным отражением атак Фокке-Вульфов, не соответствует описаниям этого боя из ЖБД 231 шад и 2 шак.
После четвертого захода, Феоктистов правым разворотом ушел на свою территорию для сбора группы. В это время его справа-сзади-снизу атаковал оберст-лейтенант Дитрих Храбак (122-я победа Храбака, заявлена в 11:32 по берлинскому времени). Ведомый Феоктистова, младший лейтенант Алексей Затевахин, в это время оторвался от ведущего и не смог отразить атаку вражеского истребителя. В результате самолет Феоктистова был подбит и произвел вынужденную посадку на фюзеляж на своей территории в 1 км к югу от Епурены. Младший лейтенант Иван Шмонов, входивший в состав группы Лозоренко, заметив атаку на самолет Феоктистова, пошел на его прикрытие и сопровождал до посадки. Вечером того же дня экипаж Сергея Феоктистова пешком вернулся в часть.
Вероятно, истребители 427 иап подошли к цели чуть позже штурмовиков. Группа майора Кирия вылетела с аэродрома М. Биволари только в 12:20. Впрочем, аэродром находился всего в 30 км от места удара, для преодоления которых Якам требовалось не более 4-5 минут. Лейтенант Иван Табаков еще на подходе к линии фронта был наведен с передового командного пункта на четверку "ФВ-190". Сблизившись с вражеским истребителем, он сверху в хвост под ракурсом 2/4 с дистанции 80-50 метров одной очередью обстрелял его, и тот, по наблюдениям наших летчиков, упал в 5 км к востоку от Вултуру. Затем он догнал другой "Фокке-Вульф", пытавшийся уйти с набором высоты и обстрелял его одной длинной очередью под ракурсом 1/4, с дистанции 100-80 м. По наблюдениям Табакова немецкий истребитель упал в районе Ароняну. Эти два "ФВ-190" стали 15-й и 16-й личными победами Ивана Табакова. Судя по всему, одним из двух самолетов, атакованных Табаковым, был Bf 109G-6 заводской номер 165070, пилотируемый Дитрихом Храбаком. Несмотря на полученные повреждения, Храбаку удалось пролететь полторы сотни километров до аэродрома Лейпциг, где он совершил посадку на фюзеляж. Насколько серьезные повреждения получил его Мессершмитт неизвестно, но Храбак на нем больше не летал. Свой следующий боевой вылет он совершил 4 июня на Bf 109G-6 с заводским номером 163620.