Гражданская авиация Финляндии накануне Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг

Sep 09, 2019 21:24



Спрашивают - отвечаем.

На 9 октября 1939 года в реестре гражданских воздушных судов Финляндии насчитывалось 25 самолетов. Еще три самолета были зарегистрированы в отдельном реестре воздушных судов Merivartiolaitos (Береговой охраны), правда один из них еще не был поставлен и прибыл на территорию страны только в следующем году. Двадцать из этих самолетов были реквизированы в состав ВВС в октябре 1939, еще три были мобилизованы уже после начала войны. Остальные машины были неисправны или не представляли интереса для военных. Ниже перечислены основные государственные, общественные и коммерческие организации эксплуатировавшие самолеты накануне объявления мобилизации в Финляндии.


DH.60X Moth OH-VKE “Mia” на гидроаэродроме Кельо, май 1939. На заднем плане виден Cessna C-145 Airmaster OH-YNB "Tähti".
В тридцатые годы DH.60 был самым многочисленным типом самолета, использовавшемся в финской гражданской авиации. К осени 1939 в Финляндии было зарегистрировано пять гражданских Мотов, причем четыре из них были построены на местных предприятиях.
OH-VKE был вторым по счету DH.60X, построенным мастерскими Veljekset Karhumäki. 9 марта 1937 он получил сертификат летной годности, а 17 июня был внесен в реестр гражданских воздушных судов Финляндии за номером 37. Самолет получил государственный и идентификационный знаки OH-VKE и собственное имя "Pyry"(Вьюга). 8 октября 1937 он был продан Ларсу Нюлунду, который дал самолету новое название - “Mia”. Вместе с самолетом новый хозяин получил сразу три комплекта шасси - поплавки, колесное и лыжи. 15 июля 1939 OH-VKE, которым управлял Йоуко Вартиоваара, скапотировал при скоростной посадке на воду и был серьезно поврежден, но уже в августе он был отремонтирован в мастерских Veljekset Karhumäki O/Y, а 9 сентября прошел освидетельствование, на основании которого его СЛГ был продлен еще на год.
Ровно через месяц, 9 октября 1939, начальник военной авиашколы ВВС подполковник Тойво Сомерто подписал мобилизационное предписание № 17, в соответствии с которым OH-VKE должен был незамедлительно прибыть на аэродром Каухава и передан авиашколе. Однако 24 октября Ларс Нюлунд (единственный из владельцев финских гражданских самолетов!) безвозмездно передал самолет в дар ВВС. В результате OH-VKE был исключен из реестра гражданских воздушных судов и получил военный идентификационный номер MO-94.
Уже 31 октября MO-94 был передан T-LLv 39, в составе которой он и провел всю Зимнюю войну. В полете 11 апреля 1940 у него отказал двигатель, и младшему сержанту Рейно Каллиорине пришлось произвести посадку на ближайшее поле, в результате которой самолет, зарывшись в мягкий снег, перевернулся. В мае разбитую машину снова отправили на ремонт в Veljekset Karhumäki O/Y, где она провела следующие три месяца. 15 августа MO-94 был передан LLv 28 в качестве самолета связи, а 27 июня 1941 при взлете с аэродрома Наараярви у него отказал двигатель и MO-94 врезался в земляную насыпь. Летчик, сержант Пекка Вассинен, не пострадал, но самолет был окончательно разбит. Списан 30 августа 1941. Общий налет - 689 часов 10 минут. (c) Kansallisarkisto


Merivartiolaitos

Финская Береговая охрана (Merivartiolaitos) была создана 1 июня 1930 года для усиления борьбы с процветавшей в то время широкомасштабной контрабандой алкоголя, которая нарушала «сухой закон», действовавший в Финляндии до апреля 1932 года. Свой первый самолет Береговая охрана получила уже 14 августа 1930 - это был двухместный биплан VL Sääski II. А к осени 1939 авиация Merivartiolaitos состояла из двух Junkers F 13fe. В первые годы существования Береговой охраны, основной задачей ее авиации была разведка плавсредств контрабандистов и оказание содействия кораблям и катерам Береговой охраны в их задержании. Однако после отмены «сухого закона», самолеты Merivartiolaitos стали использоваться, главным образом, в качестве санитарных - для экстренной доставки медперсонала к пациентам, а также быстрой транспортировки больных и пострадавших в медицинские учреждения.
После объявления мобилизации оба Юнкерса были переданы ВВС и вошли в состав 1-го отряда резервной эскадрильи T-LLv 39. Они базировались в Мариехамн на Аландских островах и использовались для противолодочного патрулирования над Финским заливом и Архипелаговым морем. Обратно в состав Merivartiolaitos они не вернулись - 29 июня 1940 оба самолета, в связи с сильным износом, были выведены из эксплуатации, а в начале 1941 было принято окончательное решение об их списании.
В конце 1938 для Береговой охраны был заказан новый санитарный самолет - Koolhoven F.K.49. 3 октября 1939 он был внесен в реестр воздушных судов Merivartiolaitos с присвоением ему государственного и идентификационного знаков OH-MVE. Нидерландский сертификат летной годности был получен 20 декабря 1939 года, однако 6 января, при первой попытке перегнать самолет в Финляндию, произошел отказ двигателя, вынудивший его вернуться в Роттердам. Только 26 января F.K.49 прибыл в Стокгольм, а 25 февраля 1940, перелетел в Тампере. 6 марта OH-MVE получил финский сертификат летной годности, однако из-за проблем с силовой установкой он практически не эксплуатировался. После долгого хранения на открытом воздухе, в 1943 году он прошел ремонт на авиазаводе в Тампере и 26 июня 1943 перелетел оттуда в Хельсинки. Этот перелет оказался последним для OH-MVE, хотя списали его только через пять лет - 23 февраля 1948. Его общий налет составил всего 17 ч. 55 мин.




Suomen Ilmapuolustusliitto

Финская Лига противовоздушной обороны (Suomen Ilmapuolustusliitto), официально зарегистрированная в 1926 году, была общественной организаций, основными целями которой были содействие развитию авиации, пропаганда интересов Военно-Воздушных сил и подготовка для них обученного резерва.
Организационно лига состояла из нескольких десятков региональных обществ противовоздушной обороны (Ilmapuolustusyhdistys). Так, согласно "Jane’s all the world aircraft 1940", в лигу входило 48 авиамодельных обществ, которые насчитывали более двадцати тысяч членов, и 34 планерных общества с тремя тысячами членов. В 1935 лига открыла планерную школу в Ямиярви (Jämin Ilmailukoulu), в которой ежегодно обучалось несколько сотен планеристов. Некоторые территориальные общества имели свои учебные самолеты, которые использовались как для прогулочных и пропагандистских полетов, так и для начального летного обучения. Кроме того, лига организовывала курсы летной подготовки с привлечением самолетов и летчиков из состава ВВС или частных летных школ. Национальный аэроклуб Финляндии (Suomen Ilmailuklubi), основанный еще в 1919 году, в рассматриваемый период времени также входил в состав лиги противовоздушной обороны. К октябрю 1939 года организации, входившие в состав Ilmapuolustusliitto, имели в общей сложности шесть самолетов - две Viima II, два Kl-25D VIIr и по одному Bü 131B и Bü 133C.

Aero O/Y

Главная авиакомпания Финляндии была основана в 1923 году. К осени 1939 ее флот состоял всего из четырех самолетов - двух Ju 52/3m и двух DH.89A. Основными международными маршрутами авиакомпании были Хельсинки - Турку - Стокгольм; Мариехамн - Стокгольм и Хельсинки - Таллин. Внутри страны Aero O/Y выполняла рейсы Хельсинки - Выборг - Иммола и Хельсинки - Тампере - Васа - Оулу - Кеми. После начала Советско-Финляндской войны флот авиакомпании сократился до одного Юнкерса, который обслуживал единственный оставшийся международный маршрут Турку - Стокгольм.

Veljekset Karhumäki O/Y

Первый самолет собственной конструкции братья Кархумяки - Валто, Ниило и Ууно построили и испытали еще в 1925 году. А в 1933 они организовали компанию Veljekset Karhumäki (Братья Кархумяки), которая занималась ремонтом и постройкой легких самолетов, аэрофотосъемкой, организовывала экскурсионные и показательные полеты, а также проводила летное обучение - как частных лиц, так и членов Suomen Ilmapuolustusliitto, подготовка которых оплачивалась государством. Многие выпускники проводимых компанией курсов начальной летной подготовки в дальнейшем служили в ВВС Финляндии, одним из них был Илмари Юутилайнен - будущий финский ас № 1. Компания базировалась в деревне Кельо, расположенной к югу от Ювяскюли на берегу залива Кельонлахти озера Пяйянне. Осенью 1939 ее авиапарк состоял из двух зарегистрированных самолетов - DX.60X и Cessna C-37. Кроме того, в мастерских восстанавливался еще один DX.60X - OH-ILB. Этот самолет был разбит в аварии в 1937 году и приобретен Veljekset Karhumäki 30 мая 1938. Тогда же он был исключен из реестра воздушных судов, как разбитый. Однако к лету 1940 братья восстановили самолет и некоторое время использовали его с неофициальным обозначением OH-VKG. 11 декабря 1940 он был продан ВВС, где получил военный идентификационный номер MO-103.

Laitisen Lentokoulu

Хельге Лайтинен был линейным пилотом Aero O/Y и довольно известной личностью - 10 ноября 1937 во время рейсового полета из Турку в Стокгольм у его Ju 52 OH-ALL оторвался средний двигатель вместе с существенным куском носовой части фюзеляжа. Несмотря на это Лайтинен сумел вернуться в Турку и произвести там успешную посадку. А год спустя он и Арви Килпинен решили открыть в Хельсинки "Авиашколу Лайтнена"(Laitisen Lentokoulu). В ноябре 1938 в Финляндию прибыл купленный для школы Taylorcraft BC-12D, который был зарегистрирован на Килпинена и Лайтинена, как на частных лиц, и получил государственный и идентификационный знаки OH-KLA. Однако в марте 1939 этот самолет потерпел аварию и был отправлен в ремонт в мастерские Veljekset Karhumäki O/Y. Сразу после этого был приобретен еще один Taylorcraft BC-12D, который уже в конце мая прибыл в Финляндию. В конце сентября ремонт OH-KLA был закончен, и 5 октября его сертификат летной годности был продлен. А всего через несколько дней на оба самолета были получены мобилизационные предписания.

A/B Ålands Flyg

Маленькая авиакомпания, базировавшаяся в Мариехамн на Аландских островах и владевшая одним гидросамолетом WACO YKS 7. В конце 1938 года Аландский лагтинг (парламент) выделил A/B Ålands Flyg десять тысяч финских марок "на содержание санитарного самолета". Это единственная известная мне информация, позволяющая пролить свет на деятельность компании.

Частные самолеты

Оставшиеся двенадцать гражданских самолетов были зарегистрированы на частных лиц. Кроме двух уже упоминавшихся Тэйлоркрафтов, которые использовались в Laitisen Lentokoulu, это были три DH.60Х и один DH.60G, два Piper Cub J2, а также по одному Junkers A 50ce, Klemm L 25A, Cessna C-145 и Fairchild 24G.




moth, suomen ilmavoimat, СФВ

Previous post Next post
Up