Бизнес-тренинг

Oct 09, 2010 22:25

Был на психологическом тренинге по формированию бизнес-стратегии компании.
Я привык, что меня окружает дебилизм в телевизоре и в интернете, но внезапно оказалось, что он вокруг меня и в жизни. Я как-то, общаясь с друзьями (лично и в интернете, в т.ч. в ЖЖ), этого не ощущал.

Выводы:
1. Психологи (коучеры) - мудаки.
2. Менеджеры, руководители - в своём большинстве тоже.

Проводящий тренинг Олег Афанасьев назвался модератором, сам тренинг назвал модерацией, а себя представил как психолог, занимающийся практической психологией (NLP и пр.) и специализирующемся на бизнес-процессах. Цель модерации - формирование стратегии компании на три года и путей её достижения.

Много писать не буду, скажу результат: оказалось, что стратегия - это через 3 года иметь долю рынка на 73% больше, чем сейчас. Она же - цель. Путь достижения - увеличивать долю рынка на 20% каждый год, или в среднем на сколько-то там процентов каждый месяц (с учётом сезонных колебаний). А для этого нужно работать, причём всей командой. Вау!

Бред полный, как по мне. Я ещё мог бы понять это для компании, производящей водку, но говорить такое для интернет-компании?.. Есть ведь проекты, и есть бизнес-планы к ним, прогнозирующие финансовые вопросы. А работаем с той скоростью, с которой умеем, плюс могут меняться внешние условия, поэтому прогноз по финансам может оказаться ошибочным в любую сторону. Ставить результаты финансового прогноза за цель - это на мой взгляд переворот мира с ног на голову (о чём я ему и сказал).

Тренер модератор предложил "открытое слушание", т.е. без оценки, которое сразу воспринимается и (по его словам) ведёт в будущее. В противоположность "закрытому слушанию", когда человек критически оценивает то, что он слышит - это происходит от комплексов, неэффективно и исходит из прошлого. IMHO бред, полезный только для тех, кто хочет без лишних хлопот вложить какую-то свою не выдерживающую критики установку в доверчивую голову (о чём я ему и сказал подробно и обосновано).

Потом он сказал, что психологи установили, что поведение человека полностью (на 100%) запрограммировано его воспитанием, комплексами и остальным прошлым. Этим перепрограммированием и занимается NLP, чтобы сделать из закомплексованного человека успешного. Я выразил сомнение в том, что человек жёстко запрограммирован на 100% (а как же свобода воли?) - он мне ответил, что то, что я над этим задумался - это, возможно, первый шаг к осознанности поведения и самостоятельному изменению своих программ. Ну спасибо.

В каком-то общении я ему сказал, что на мой взгляд идейность, интерес к тому, что делает фирма, должен исходить сверху, от руководителей, и по иерархии заражать подчинённых. Он с этим не согласился - на его взгляд, мотивация должна исходить снизу, от подчинённых, а у акционеров цель одна: заработок денег, и никакой другой идеи у них быть не может. И у подчинённых интересы компании должны быть выше личных интересов, тогда это будет команда, как на корабле. Я говорю: если капитан говорит: "Я хочу сплавать заработать деньги, кто со мной?" - то что странного в том, что его команда тоже будет хотеть заработать деньги и ничего другого, а интересы корабля для каждого члена команды будут вторичны? Не правильнее ли капитану сказать: "Давайте сплаваем кругосветку, а заодно, наверное, и денег заработаем"? Тогда и будет команда, увлечённая общим делом. Не соглашается. По его мнению, для владельца цель - только деньги, а для сотрудников должна быть цель - интересы компании, а не личные деньги и не личная успешность (тоже, блин, слово, которое меня бесит).

Как-то говорю: "Когда у меня появляется какая-то идея, сначала она в голове проходит первичную фильтрацию, оценивается по разным параметрам, предварительно прорабатывается, и если никаких явных недостатков не найдено - озвучивается для последующей совместной более глубокой проработки". Отвечает: "Вы думаете неправильно". Говорю: "Вы ведь психолог, мастер NLP. Как вы так отвечаете, чтобы сразу у меня вызвать негатив? Почему не говорите: "Я с вами согласен, и хочу добавить, что ..."?" И это, кстати, при том, что я в общих чертах знаю, как работает мышление и какова его связь с речевым центром.

Насчёт руководителей.
Одно из утверждений этого тренинга: "Человек стóит ровно столько, сколько он зарабатывает, что бы он о себе ни думал".
Моё мнение. У людей мозги бывают разные. Средний учёный-физик объективно умнее, чем средний директор по продажам, например, физик может одновременно держать в голове и оперировать тысячей разных факторов, в то время как средний директор по продажам - парой десятков. Физик не хочет тратить свою энергию и время на то, чтобы зарабатывать больше, если ему денег достаточно для того, чтобы работать и кормить семью. Он работает на человечество, на цивилизацию, и отвлекаться от этого на зарабатывание личных денег для него неэффективно. Человек более примитивный, с менее развитым мозгом ставит целью собственное благополучие и благополучие своей семьи в рамках того социума (тех правил), в которые он попал. То есть - заработать как можно больше денег. Физик это прекрасно понимает и может взять одного из таких людей своим менеджером. А вот бизнесмен этого не понимает, и считает, что он обладает теми качествами (чертами характера), которыми не обладает физик, а именно они представляют ценность, поэтому он совершенно справедливо зарабатывает больше. Более того: он считает, что если он оценивает пару десятков факторов и добивается успеха, то физик - тоже оценивает примерно столько же, просто у него факторы другие, он о другом думает. Бизнесмен считает, что он вполне мог бы стать физиком, если бы захотел, но он не захотел, потому что он более успешный.
То же, что к физикам, в меньшей степени относится и к программистам, и к сисадминам (профессионалам). Владелец интернет-провайдера иногда считает, что у него работают бухгалтеры, продажники, админы - и он считает сложность их работы примерно одинаковой, пара десятков факторов. И предлагает формализовать: продажники, распишите ЦА, динамику, прогнозы и т.п., чтобы я мог проверить ваши решения и эффективность вашей работы. Проверяет. Потом: админы, распишите, сколько портов в каждом свиче в каждом городе, сколько из них занято, чтобы я мог оценить, сколько процентов ресурсов использовано и когда пора расширять. Объяснить, что при запросе расширения учитывается не кол-во портов и не занятость канала в пиках, а тысяча разных факторов, которые все формализовать невозможно - не получается. Это, типа, надувание щёк, вы что-то скрываете, на самом деле всё должно быть так же просто, как и у всех. Мол, я знаю, заканчивал вуз, если сюда пришёл ток, отсюда он должен уйти, конечно, там есть свои сложности, правила Кирхгофа, ну я не дурак, давайте эти ваши критерии все распишем. И что, объяснять ему, где через транспорт не проходят BPDU, где у клиента структура трафика не позволяет использовать port-channel, где привередливые клиенты привыкли к RTT на 4 ms меньше, чем мы можем обеспечить, где и почему имеет смысл терминировать клиентов локально, где лучше поставить свич с таким-то набором портов, потому что в этом городе есть хорошая перспектива на пару лет и т.д., и что мы это всё и ещё очень много другого учитываем в тех решениях, которые выдаём? Не поверит. Для них интернет-бизнес подобен бизнесу по продаже водки: первичны маркетологи, технологии вторичны, все работники должны быть заменяемы.

Фрейд говорил, что 20% мозговой деятельности происходит в сознании, 80% - в подсознании. Я бы увеличил это отношение. Действия квалифицированного технаря - это оценка множества нечётких (вероятностных) данных, на рациональном уровне такие задачи не решаются - даже компьютерные модели и сложные математические теории проигрывают в этом человеческому мозгу. Конечно, не любому.

Нарисовать примитивную схему и посчитать примитивные проценты для оценки работы техотдела ISP - это случай, когда менеджер, которого взял себе на работу физик, решил, что раз он зарабатывает больше физика, он главнее физика, что физик недостаточно эффективно на него работает, и что он, пожалуй, откроет у себя вакансию другого физика, а этого уволит.

Итог: чуть больше понял мир, который вокруг меня. Чуть меньше иллюзий. Чуть хуже настроение.
Previous post Next post
Up