Так уж вышло, что мне этим практически не с кем поделиться напрямую, разве что с Леной иногда обсуждаем, но всё-таки наши вкусы в музыке существенно разняться. А раз конкретного адресата нет, то просто напишу здесь.
Какое-то не радикально большое время назад мне одна из моих старинных подруг сказала, что нам уже достаточно лет, а это значит, что больше никакой по-настоящему новой музыки мы слушать не будем. Дескать, годы молодости, в целом, прошли, вкусы окончательно сформировались и типа всё… теперь значит до старости. Как наши бабушки слушали и любили Утёсова и Клавдию Шульженко, так и мы будем. Нет, конечно, многие из тех, на чьей музыке мы выросли, ещё вполне себе живы и даже новые альбомы пишут. Но если и так, то старые альбомы вроде бы должны оставаться милее, а кто-то и новых уже не напишет.
Мои вкусы в музыке всегда были чуть шире и несколько более извращённые, чем у многих меня окружающих. Но и мой перечень любимых исполнителей конечен, пусть и включает в себя и Аквариум, и Гражданскую Оборону, и Prodigy, и Pink Floyd, и много чего ещё. И вот теперь что, всё, Илюша, приехали? Более ничего нового? Или всё «новое» будет только чуть подделанным старым?
Честно говоря, услышав эту мысль, я внутренне немедленно возмутился, хотя и промолчал. Неужто я такой старый дед? Потом задумался - может быть реально есть правда в этих словах, вдруг я просто чего-то не заметил?
Но проводимый мной внутренний анализ показывает, что в этой мысли всё-таки есть только доля правды. Более того, из многих вещей я фактически вырос, и прослушивание некоторых из них теперь вызывает у меня только эдакую кривоватую улыбку. Просто во мне нет больше тех чувств, которые резонировали с той музыкой, зато есть несколько возросший жизненный опыт, позволяющий смотреть на всё это с иных позиций.
Тут нужно сделать пояснение о том, какую музыку и почему я слушаю. Во-первых, я всё-таки предпочитаю музыку с русскими текстами. Во-вторых, содержание текста для меня важно, как и само «качество» поэзии. Таки да, музыка для меня - это преимущественно переложенная на ноты поэзия, которую без музыки я воспринимаю очень туго. Впрочем, качество самой музыки для меня тоже весьма важно, пусть я и не заканчивал музыкальной школы. Потому даже прекрасные тексты, но переложенные на «три аккорда», меня вдохновляют редко. И - всё вышеназванное это совсем не правило без исключений. Есть электронная музыка, которая мне нравится, я способен воспринимать и джаз, и классические инструментальные произведения, и далеко не только. И, конечно, есть немало музыки с иноязычными текстами, которая мне всё равно нравится.
Главное, что заставляет меня слушать что-то - это «эмоциональная мощность». Не знаю, как ещё это описать. Музыка должна будоражить, пробуждать эмоции, быть чем-то необычным, заставлять думать, раскрывать интересные образы. Слушать по доброй воле успокаивающие мантры я явно не буду, также как что-то избитое и простое. Музыкальный фон я тоже использую очень редко - и это обычно что-то бодрое и электронное.
Так вот, возвращаясь к исходному ходу мысли.
Действительно есть вещи, из которых я однозначно вырос. Меня больше практически не тенят слушать творчество Шевчука, Бутусова или Гарика Сукачёва, группы Психея или Сплин. Нет, такое изредка случается, но именно как ностальгия, и многое я просто не могу воспринимать теперь серьёзно. И из ностальгии не может состоять жизнь… ну, пока тебе не 70. С другой стороны, есть действительно те, кто по моему мнению не стареет в творчестве, Гребенщиков, например, или группа АукцЫон… или Tom Waits… или Prodigy. Есть и те, кто оставил такой «памятник», который не потерял актуальности, и в котором можно продолжать находить новые смыслы, или который просто не потерял своего качества с годами. Так, я относительно недавно заново открыл для себя Егора Летова, сюда же я причислю упомянутый где-то выше Pink Floyd или Bob Marley.
И это ли всё? Всё-таки нет. Конечно, моё знакомство с новой музыкой происходит теперь медленно. Да я просто намного реже что-либо слушаю, часто бывает просто некогда. Но у меня есть, как минимум, два открытия за последние годы.
Первое - это группа Little Big, которые делают типа танцевальную музыку, но в которой всё равно есть тексты, причём я бы не назвал их туфтой. Пишут при этом на английском, хотя питерские. Известны заграницей, популярны у молодёжи.
Но спровоцировали написать этот текст меня не они, а группа «Есть Есть Есть». Мне трудно определить их стиль. Музыка - преимущественно электронная, текст читается, и очень быстро, но у меня язык не повернётся назвать это рэпом (в его общепринятом понимании). Сами тексты: очень витиеватые, написанные едва ли не на «канцелярите» (то есть на языке максимально не приспособленном к поэзии), с бесконечным числом деталей, никакая из которых не является лишней.
Именно содержание этих текстов, а так же язык, и вызывает у меня неподдельное уважение и интерес - копаться в образах и деталях там можно долго и самозабвенно. Причём значительная часть текстов фантастичны, хотя и имеют непрозрачные многочисленные связи с нашей реальностью. Они наполнены самоиронией, неожиданными образами, высмеиванием собственных слабостей, и полиметафоричностью. Часто автор в каждом треке создаёт отдельную законченную историю, которые хитро укладываются в общую канву альбома (нелинейно). Часть идей и мыслей только и можно понять, прослушав весь альбом и разобравшись в его хитросплетениях. Причём связи там бывают далеко не только сюжетные, и порой один и тот же трек можно рассматривать с нескольких позиций, получая различное его понимание
Могу ли кому рекомендовать послушать всё это дело? Не знаю.
Во-первых, чтобы что-то понять, придётся потратить время - в том числе, не чтение текстов. А их реально нужно не только послушать, но и почитать, иначе просто не получится врубиться во многие детали. Во-вторых, зачастую бесполезно слушать пару треков - нужно брать целый альбом.
Хотя… если вдруг кого-то заинтересовал - вот вам именно 1 трек -
http://estestest.ru/music/satana-v-otpuskeПослушайте последний трек, который так и называется - «Сатана в отпуске».
Текст - здесь
http://estestest.ru/tekst-satana-v-otpuskeКстати, если вдруг это кого-то убедит, скажу, что Лена оценила его тоже как весьма интересный.
Ну, а если вдруг хватит сил на что-то большое - очень рекомендую альбом «Сказки для Кейто»
http://estestest.ru/music/skazki-dlya-kejto