При взгляде на уже рассмотренный период общественного прогресса, всё яснее можно заметить разворачивающиеся закономерности развития социумов. Материальный фактор, способ производства определял оптимальную форму общества. Эта форма стремилась к самодостаточности в обеспечении себя ресурсами и защите от соседей. Разнообразие внешних условий и неравномерность развития человечества приводит к сосуществованию социумов разных форм, разделённых пространством и природой. Но и в общественном сознании, в структуре более прогрессивного социума содержатся остатки более ранних общественных отношений и структур. Семейные, клановые, родовые отношения продолжают существовать и в феодальном обществе. Местничество дворян и круговая порука крестьян - это наиболее заметные их проявления в феодальном государстве. Но и отношения между социумами также порой несут в себе отпечатки абсолютной ксенофобии каменного века. Правящий класс имеет средства при необходимости обострять эти чувства. Знаменитая проповедь папы Урбана II на Клермонтском соборе послужила детонатором крестовых походов. Задачи колонизации обосновывались религиозно и идеологически. В нужное время дремлющая в сознании родоплеменная рефлексия направлялась на тех или иных противников. С развитием книгопечатания и грамотности к религиозным проповедям добавились «летучие листки», доносившие до социума те неслыханные зверства и мерзости, которые творит экономический конкурент и военный противник. Европа входила в новую эпоху, породившую, наконец, тот социум, о котором идёт речь.
Наиболее яркая из всех буржуазных революций, Великая Французская революция начертала на своих знамёнах девиз Свободы (в первую очередь торговли и предпринимательства), Равенства (уничтожения сословий) и Братства (формирования нового социума - нации). Общность французской территории сложилась ещё в XV веке, однако она была разобщена внутренними таможенными границами. Общность языка и культуры в то время только начинали складываться. Провансалец, бургундец, гасконец, пикардиец, нормандец ещё считали себя разными народами, а провинцию могли называть «страной» или «землёй». Развитие капиталистических отношений требовало унификации всех определённостей или признаков нации. Единый литературный французский язык был упорядочен в XVII веке. В тот же период удалось отменить внутренние торговые пошлины, хотя и не полностью. Но только революция окончательно уничтожила отжившие общественные отношения и дала простор для формирования нового социума - нации. И определяющим качеством нации стало гражданство.
Aux armes, citoyens,
Formez vos bataillons
[1] Гражданами стали гордо называть себя французы в противоположность подданным монархий. Была провозглашена Декларация прав человека и гражданина. Государство как верховный орган социума обязано было обеспечить эти права и свободы. Национальное собрание, национальный конвент, национальная гвардия стали главными институтами нового строя. Формирование нации завершалась с отменой деления на провинции, преодоления диалектной дробности французского языка на городских мануфактурах и фабриках, а также в единой национальной армии. Французская наука и культура эпохи просвещения также оказали большое влияние на складывание нации. Мощный удар в ходе революции получила церковь, её влияние на общественное сознание значительно ослабло. Однако, немедленно возникла мысль о необходимости идеологического инструмента, которым правящий класс должен формировать массовое сознание нации, продвигать свои интересы в обществе. И вот уже Жан-Жак Руссо рассуждает о необходимости для государства «гражданской религии», которая должна гарантировать общественный покой и гармонию, обеспечивать «общее благо»
[2].
Вот как характеризует этот период Ленин в своей работе «О праве наций на самоопределение»: «Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом была связана с национальными движениями. Экономическая основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе. Язык есть важнейшее средство человеческого общения; единство языка и беспрепятственное развитие есть одно из важнейших условий действительно свободного и широкого, соответствующего современному капитализму, торгового оборота, свободной и широкой группировки населения по всем отдельным классам, наконец - условие тесной связи рынка со всяким и каждым хозяином или хозяйчиком, продавцом и покупателем».
[3] В ходе капиталистических преобразований множество разноязыких, разноукладных и разделённых другими особенностями феодальных народов ассимилируются, сливаются в единый социум - нацию. Внешним образом, формально к власти приходит народ, и всё государство становится народным. Понятия «народ» и «нация» практически сливаются и с тех пор зачастую могут использоваться как синонимы.
По существу же декларированные права и свободы в решающей степени получают зависимость от материального положения гражданина, от его отношения к средствам производства. Деление социума на классы сохраняется, господствующим классом становится буржуазия и именно интересы буржуазии определяют теперь поведение государства-нации и характер того предмета, рассмотрению которого посвящена эта статья - национализма. Теперь уже это настоящий национализм, происходящий от термина «нация» и мы, проследив его генезис, можем, наконец, дать определения этим двум понятиям.
Нация - это основной самодостаточный социум эпохи капитализма.
Основной - потому что наряду с нациями и даже внутри них продолжают существовать и другие формы социумов предыдущих эпох.
Самодостаточный - потому что он способен обеспечить производство всех необходимых жизненных средств или получить их путём международного обмена, а также защитить свою субъектность среди других наций.
Нации отличаются друг от друга не каким-то одним признаком или набором признаков. Объединяющая сила нации - это феномен общественного сознания, которое твёрдо утверждает, что «мы - не они». Это утверждение базируется на прочном фундаменте капиталистической экономики и поддерживается всеми средствами государственного аппарата. И это утверждение является сущностью национализма.
Национализм - это определяющая рефлексия социумов эпохи капитализма.
Это рефлексия отражает отношения, как между разными нациями, так и нации внутри себя. Ещё правильнее будет сказать, что это отношения не самих наций и других социумов, а тех образов, который общественное сознание каждой из них создаёт как для чужой нации, так и того образа, в котором оно видит себя. Диалектический подход вместо метафизического позволяет выделить существенное из массы противоречивых явлений и признаков, и этим существенным является отражение в общественном сознании, определяющая рефлексия, имеющая в своём основании материальный фактор - конкуренцию социумов за жизненно важные ресурсы.
Здесь следует рассмотреть некоторые понятия, которые тесно связаны с нацией и которые возникли в эпоху становления современных наций. Образование единой нации не уничтожало окончательно различия между составляющими её социумами. Во Франции ассимиляция прошла наиболее глубоко и языковые и культурные различия регионов стёрлись в значительной мере. В России же в условиях позднего развития капиталистических отношений и низкой плотности населения эти различия сохранились в гораздо большей степени. Поэтому возник термин «национальность» или «народность». Более утончённые синонимы национальности: «этнос» и «этническое происхождение» получили позднее широкое распространение, особенно среди людей, интересующихся историческими корнями своей национальности и своими, восходящими к кровнородственным отношениям. Главной определённостью этого социума является общий язык, который, хотя и изменялся в веках, но в настоящее время позволяет легко и быстро идентифицировать практически каждого индивидуально. Если в любой нации существуют разные политические течения, идеологические дискуссии, различные подходы к решению социальных вопросов, то родной язык - это простое и очевидное качество, полученное от родителей и очень редко меняющееся в течение жизни. Этим он и привлекает, но о нём немного ниже.
Итак, французы, осознавшие складывающуюся общность своего социума и провозгласившие в конце XVIII века примерно следующее: «мы, живущие здесь свободные люди, говорящие примерно на одном языке, объединённые общим хозяйством и административной системой, несущие миру свет новых гуманистических идей, объявляем себя французской нацией». Немедленно после этого началась война, а вернее даже две войны - гражданскую внутри страны за утверждение новой нации и внешнюю - с соседними государствами, формально - за восстановление попранных феодальных прав и монархии, по сути же - за рынки, за экономическое и политическое преобладание в Европе. И здесь опять проявляет себя тот самый неумолимый фактор материального производства, который привёл социум от общины каменного века к капиталистической нации. В это же время появляется и термин «шовинизм» по имени, скорее всего мифического наполеоновского солдата - патриота и крайнего националиста. Здесь уже мы видим заданное направление, в котором будет развиваться национализм и до каких крайних форм он дойдёт спустя незначительный исторический промежуток времени.
Научное определение национализма - постановка проблемы Протонационализм каменного века Национализм античности Феодал-национализм [1] К оружию, граждане, Постройтесь в батальоны - начало припева «Марсельезы».
[2] Руссо Ж. Ж., Об общественном договоре. Трактаты, М, Канон-пресс, Кучково поле, 1998, СС. 316 - 322.
[3] Ленин В.И., ПСС изд. 5, т. 25, СС 258-259.