Брисбен. Городские коты (Brisbane CityCats)

Mar 07, 2013 06:23



Давно не писал об экзотическом городском транспорте, сегодня наверстаю. Расскажу о брисбенской системе "Городской кот", а точнее CityCat. Как вы уже поняли из заглавного фото, кот (cat) - потому что катамаран. В Брисбен мы прилетели из Просерпайн поздно вечером, на городской электричке сразу уехали к Филу, а наутро поехали смотреть город, и вот тут-то нам и попались "коты". Всего "котов" - 19 штук трех немного отличающихся друг от друга типов. Они строились постепенно, начиная с 1996 года. Почти все названы аборигенскими именами, соответствующими той или иной местности вдоль реки. Например, на фото - "Банераба" 1998-го года, в англоязычной парадигме это Тувонг, пригород Брисбена.

2. Река Брисбен в центре города сильно петляет (лучше сразу смотреть на схему), поэтому речной транспорт в городе весьма востребован. В данном случае он состоит из длинной скоростной линии СитиКэтов (на схеме - синего цвета) и медленных коротких СитиФерри (все остальные цвета), обычно соединяющих два соседних причала на разных берегах. СитиХоппер - тот же Ферри, неторопливо пролегающий через весь центр. Здесь мы видим один из двух основных причалов в центре города - Riverside, окруженный небоскребами. Эта панорама интересна мостом Story Bridge, "нашим всем" Брисбена. За неимением других заметных достопримечательностей этот мост лепят везде от рекламы и футболок до магнитов и открыток. Story - один из трех мостов в мире, сертифицированных для восхождений на них.



3. В западных городах (Австралия - безусловно Запад, хоть и юго-восток), снабженных реками, в отличие от Москвы, на этих реках бурлит жизнь. В Брисбене основа речной жизни - быстрые и юркие "коты". Это настоящие речные автобусы (в отличие от наших "речных трамвайчиков"): двигаясь на мощных водометах, они подлетают к пристани почти не снижая скорости, моментально швартуются, выпускают и принимают пассажиров, и - только зазевался - а он уже на другом берегу. Когда-то в Москве подобные сообщения взяли на себя такие же быстрые "Ракеты", но те легендарные времена прошли.



4. Вид сбоку. В просторном салоне с самолетными креслами и на маленьких открытых палубах могут разместиться более 100 человек. Всего "коты" обслуживают 17 причалов в двух зонах (всего зон в Брисбене и пригородах - 23, а две зоны - это около 18-20 км по реке). Мы решили спуститься вниз, а потом поднялись по реке вверх. Для реки длиной всего 344 км это значительное путешествие. Кстати, о ценах. Одна поездка по длительной карточке по зонам 1 и 2 обошлась бы нам в A$3.85 (3.08 в межпиковые часы), по одноразовому билеты - A$5.60. Но мы ездили по дневному билету на шесть зон, купленному в автобусе по дороге от Фила, что обошлось в чуть больше шести долларов. Удобная это штука - билет на все виды транспорта по всему городу. Речные сообщения в городе управляются общегородской компанией "Транслинк", а обслуживаются компанией "Трансдев" (подразделение знаменитой Веолии), работающей по всему юго-востоку Квинслэнда. Как это обычно для городского транспорта, сайт "горкотов" весьма информативен. В новостях, например, можно прочесть, что сервис "котов" немного замедлился в последние дни из-за большого количества мусора, выплывшего в реку после недавнего наводнения.



5. Помощники "котов" - CityFerries. Про реку Брисбен известно, что в ней живут акулы-быки, в русской традиции - тупорылые акулы (Carcharhinus leucas). Хорошим сюжетом для очередных "Челюстей" было бы нападение такой акулы длиной 2,5 метра и весом в 130 кг на подобный паромик.



6. Типичный пригородный причал "Булимба" (типа нашей Солнечной Поляны, рейсы до которой уже несколько лет как прекратились). Напротив него, на левом берегу находится причал "Тенериффе" (именно с двумя Ф). Смешение языков и культур часто приводит к забавным сочетаниям.



7. Brisbane Powerhouse. Люблю такие места: бывшая электростанция за ненадобностью не была разрушена или превращена в бомжатник, а переоборудована в выставочную площадку и культурный хаб.



8. Возвращаемся в центр. Встречный "кот" уходит под Story Bridge. Слева - причал Holman Street, справа - довольно компактный CBD, где собраны почти все небоскребы города.



9. Пристань North Quay с моста Виктория. Справа видна пристань South Bank 1&2 - начало местного парка культуры и отдыха. На North Quay заканчивается центр города, за спиной уже более разреженная застройка, называемая здесь suburbs. Об этом говорит и тарифная сетка: это последняя пристань в зоне 1.



10. Крутым виражом вписываемся в поворот реки за Kurilpa Bridge. На этом мосту надо остановится подробнее. Курилпа - крупнейший (даром, что пешеходно-велосипедный) в мире мост типа тенсегрити. Я сам не люблю заимствования, которых можно избежать, но проблема в том, что у нас не только нет подобных мостов (а конструкций - можно по пальцам руки пересчитать), но и адекватного перевода термина "тенсегрити", появившегося в 1960-х, похоже, все еще не существует. Принцип TENSional intEGRITY (или "плавающего сжатия") мне самому не до конца понятен. Подобные структуры можно примерно описать как системы изолированных распорок, жестко удерживаемых в неподвижности сжимающими и связывающими их канатами. Мост смотрится очень необычно, а ночью еще и красиво подсвечивается. На мировом архитектурном фестивале 2011 года он получил высокое звание World Transport Building of the Year, и вполне заслуженно, я считаю.



11. Поздним вечером продолжаем движение вверх по реке. За кормой остались мосты Go Between, Marivale (железнодорожный) и William Jolly. Уже в темноте мы доплыли до конечной пристани "Университет Квинслэнда" и повернули обратно. И хотя Брисбен - симпатичный, но не самый красивый город мира, с реки он, как и многие другие, открылся своей лучшей стороной.



Другие посты из Австралии:
China Eastern. Перелет в Сидней через Шанхай
Queensland. Курортный поселок Airlie Beach
Queensland. Архипелаг Whitsundays и самый белый песок на Whitehaven Beach
Queensland. Экскурсия на Большой Барьерный риф, полет над Heart reef
Queensland. Брисбен, коучсёрфер Фил

Другие посты о городском транспорте:
София. Метро
Харьков. Метро
Мальта. Автобусы
Орджоникидзе. Последние Ср3
Кривой Рог. Скоростной метротрамвай

транспорт, Австралия, мои фотографии, мои путешествия, водный транспорт, городской транспорт

Previous post Next post
Up