Чтобы начать что-то писать о Мальте, по традиции необходимо рассказать о мальтийском внутреннем транспорте. Острова Мальта и Гозо - небольшие (Гозо вообще можно пересечь пешком за пару часов), в городах мало парковок, между городами движение - правостороннее, поэтому, нанося островам короткий визит, нет смысла брать машину. С транспортом до основных точек притяжения на Мальте все в относительном порядке. С деревнями хуже, но доехать можно. Однако в качестве введения мне хотелось бы рассказать одну высоко поучительную историю о мальтийских автобусах. Дело в том, что 3 июля 2011 года на Мальте случилась локальная транспортная катастрофа. Все живы, но последствия в течение некоторого времени (а для многих - и до сих пор) - самые печальные.
До 3 июля Мальта была широко известна как обитель т.н. Malta yellow buses, обширнейшего собрания редких, повсюду давно уже вырезанных раритетных автобусов 50-х-70-х годов выпуска. Они были выкрашены в желтый и оранжевый цвета и регулярно работали на самых обычных линиях, перевозя обычных людей как обычный транспорт.
Это было действительно очень оригинально, туда ездили тысячи фотографов и просто любителей общественного транспорта. Возможно, эти автобусы были не очень комфортны и уступали современным по своим ТТХ, но Мальта (в отличие от Кипра, где старые Лейланды также очень долго работали по горныим деревням) гордилась ими, печатая постеры, выпуская календари и магниты с их изображением, и вообще создавая вокруг них соответствующую ауру.
1. Среди них работали, например, Leyland Comet и Ford 8:
Идиллической картинке, как обычно, мешали детали. Главная деталь: формально находясь под единым управлением государственной компании APT (Директорату общественного транспорта), все эти автобусы были в частной (обычно семейной) собственности их водителей. Отсюда все проблемы, присущие нашим маршруткам: вечерние закосы, обсчет, отсутствие сдачи (а тарифы были, как нарочно, далеко некруглыми), неидеальное состояние самих автобусов. Огромные бюджетные дотации APT стояли у властей костью в горле, при этом переговоры о проезде льготников регулярно заканчивались ничем. Короче, настоящие маршруточники со всеми присущими им уродствами (хотя автобусы нереально красивы). В некоторый момент властям это надоело, и было решено построить систему с чистого листа.
Конракт на обслуживание целиком обоих островов был заключен с британской Арривой, которая к тому времени уже обслуживала сети в 10 других европейских странах (в частности,
я писал про Арриву в Уэльсе. Условия конракта предполагали закупку всего парка с нуля и также рисование с нуля всей автобусной схемы. Кое-какие маршруты остались почти неизменными, но большинство изменилось радикально. Мало того, процесс оптимизации сети все еще продолжается: недавно длиннейший 11 маршрут был разбит на два покороче.
Момент истины для маршруточников настал 3 июля. На дороги Мальты вышли современные китайские и турецкие машины в традиционных для Арривы кремово-аквамариновых цветах. В салонах появились кондиционеры, автоинформаторы и бегущие строки с остановками. Автобусный парк сократился наполовину, выполняя ту же, если не большую транспортную работу, что и раньше. Где-то я читал, что расходы бюджета на общественный транспорт сократились на треть.
2. Новые автобусы Арривы на главной автостанции "пл. Свободы":
Цены сразу подскочили (двухчасовой разовый билет для местного жителя - 1.60 против бывших 47 центов, для туриста - 2.40), зато появились очень щадящие проездные длительных сроков действия и огромные скидки для льготников (детский билет - 0.30). По всей стране взамен старых остановок Аррива установила новые стеклянные.
3. У стен Валетты появилась новая автостанция, которая, правда, все никак не заработает в полную силу:
4. Закрытый "офис" APT:
Не все проблемы были решены в одночасье. Например, традиционный средиземноморский менталитет позволял новым сотрудникам компании пропускать рабочие дни потому что, мол, де "работа не понравилась" (а набрали же не старых водителей, а людей с того же нуля). Еще и до сих пор невооруженным глазом заметно огромное в процентном отношении количество разнообразных контроллеров и диспетчеров над водителями. Расписание еще и сейчас может сильно страдать, особенно в отдаленных местах (насколько термин "отдаленное место" вообще применим к Мальте). Мой личный наиболее печальный опыт: полуторачасовое ожидание 202 в садах Бускетт. Тем не менее, у Арривы есть неплохой сайт со схемами и расписаниями, автобусы исправно ходят до поздней ночи (включая ночные маршруты, работающие всю ночь напролет), с обсчетом и сдачей у меня проблем не возникало, и, насколько я понял, местные жители в большинстве скорее довольны работой автобусов, чем наоборот. Единственные, кто в этой революции потерял - те самые владельцы желтых маршруток. Могли бы работать и продолжать быть "сами себе хозяева" до сих пор.
Любители, конечно, тоже проиграли - в том смысле, что в один день погибла одна из интереснейших транспортных систем мира. Однако, имея на одной чаше честность, удобство и предсказуемость, а на другой - красивые автобусы, думаю, подавляющее большинство выберет первое. Поначалу вроде бы были какие-то потуги собрать хотя бы часть желтых автобусов под крышу некоего музея, но прошел уже почти год, а про музей ничего не слышно. Лишь однажды от сотрудницы Арривы я услышал, что "может быть когда-нибудь" что-то такое и будет сделано.