В двух словах: Криворожский СТ - праздник ферроэквинолога. Увидеть такую систему, поддерживаемую в относительном порядке, на 1/6 части, где трамваю противостоит мощное маршруточное лобби и рельсовые системы преимущественно гнобят всеми средствами, а во многих городах и просто уничтожают (Макеевка, Воронеж, Архангельск, Грозный, Шахты, Астрахань, Рязань, не говоря о Закавказье) - определенно интересный опыт. Линия на всем протяжении отгорожена забором типа метрополитеновского и не имеет ни одного пересечения в одном уровне, что делает ее удовлетворяющей всем критериям настоящего метро.
Система открыта в конце 1986 года. Общая длина линии - 16,2 км. Это существенно на общем фоне постоветских метрополитенов, но недостаточно для Кривого Рога. Сейчас стоячие пассажиры, и довольно плотно, появляются в вагонах только в час-пик, при интервале 3-5 минут на южном участке и 10-20 минут - на северном. Для резкого увеличения востребованности необходима минимум одна станция на юг - к ж/д ст. Кривой Рог (Червонная) и после этого - 2-3 перегона на северо-запад к ст. Роковатая. После чего можно было бы думать о поперечной линии - от Центрального рынка до ст. Кривой Рог-главный с пересадкой на "Проспекте Металлургов". Сейчас в системе 11 станций, одна из которых - "Площадь Труда" - является конечной в середине пути, на небольшом ответвлении от основной линии. Из них 4 станции - полностью подземные - два харьковских односвода мелкого заложения и две колонные двухпролетные, остальные - разной степени наземности. Часто появляются утверждения, что "все станции - памятники архитектуры", но в действительности большинство из них выполнено в более, чем утилитарном стиле, лишь с некоторыми декоративными элементами. 12-я станция выстроена целиком, но так и не открыта за невостребованностью, и сейчас на ней под звук капели с протекающей крыши скучает одинокий охранник, тоскливым взглядом провожая пролетающие мимо трамвайные составы. Кстати, перекрытия протекают на многих станциях, и часто можно видеть ряды ведер и тряпок, выстроенные вдоль платформ. Также общей бедой является экономия электроэнергии, из-за чего почти на всех станция постоянно царит полумрак.
Скорость составов на перегоне часто близка к максимальной - 60-65 км/час. Трясет при этом порядочно, хотя на глаз пути - в относительно хорошем состоянии. На станциях при движении состава стоит хороший такой грохот, едва ли не громче, чем в настоящем метрополитене. Интересно, что при выезде на станцию из туннеля водитель гасит фары на головном вагоне - чтобы не слепить пассажиров. В мой приезд на линии работало несколько двойников Т3 и один КТМ-8, одна одиночка Т3 и одна "Кобра". Состояние вагонов очень неровное, некоторые - на грани списания, но есть и в очень хорошем состоянии. Существует единственный редкоиспользуемый гейт с обычной трамвайной сетью - на ст. Кольцевая.
Формально маршрутов 2 - № 1 идет по старому участку от "Кольцевой" до "Площади Труда". № 2 - от "Кольцевой" на всю длину до "Заречной". Двойка идет примерно каждым третьим рейсом, иногда вторым. Прокатимся же по криворожской линии от начала до конца.
Состав Т3 040-041 прибыл на конечную ст. "Кольцевая". С высадки пассажиры должны пройти в подземный переход.
Ст. "Кольцевая", проход на посадочную платформу
От Кольцевой трамвай следует по низкопрофильному мосту через пруд, после чего на две следующие станции уходит под землю, пересекая центральную часть города.
Вход на ст. "Проспект Металлургов". Гордая зеленая буква М появилась совсем недавно. До этого система официально именовалась "скоростным трамваем", аналогично Киеву и Волгограду.
Два состава встретились на ст "Проспект Металлургов".
Снова встреча: два состава на ст. "Будинок Рад" (Дом Советов)
На подземных станциях к фотографированию относятся как-то нервно:
- У нас снимать запрещено!
- Да-да, конечно. А не подскажете, где это написано?
Уже смущаясь:
- Это наша внутренняя инструкция.
- И какое отношение она имеет ко мне? Ваша инструкция - вы и не снимайте.
- Но начальник СТ требует от нас запрещать съемку, - окончательно смутившись, но все еще стоя на страже интересов своего начальника. И сколько бы я ни приводил доводов, взывая к разуму и логике девушек на обеих станциях - так и не пробил их вассального мышления. Жаль, но, похоже, от Кривого Рога трудно ожидать чего-то другого.
За "Домом Советов" пути под землей переплетаются и в силу односторонности дверей трамвайного вагона все последующие станции становятся боковыми.
Станция "Дзержинская". Единственная на сегодня пересадка на железную дорогу - невдалеке расположена ст. Мудреная направления на Пятихатки.
Состав Т3 с головным 010 поднимается на "Дзержинскую" с севера
Станция "Площадь Артема". Подземная с одним рядом колонн.
Состав Т3 057-058 на ст. "Миська ликарня" (Городская больница). Станция строилась уже на работающей линии, поэтому производит впечатление временности. Но и она не может затмить тбилисскую "Гоциридзе".
Станция "Имени Гутовского". Названа именем городского головы, много сделавшим для развития СТ в Кривом Роге.
Подводная лодка. Конструкция "Имени Гутовского" снаружи.
Вагон K3R-N "Кобра" 067 прибывает на ст. "Имени Гутовского" с юга. Самый современный вагон криворожского СТ.
На следующем перегоне устроена развилка: налево уходят пути с ст. "Площадь Труда" и в депо СТ, прямо - в сторону "Заречной".
Вестибюль станции "Майдан Працi" (Площадь Труда). Прибывающие поезда высаживают пассажиров левее, а через вестибюль осуществляется только проход на посадку.
Посадочная платформа ст. "Майдан Працi". Отсюда можно уехать только на юг, в сторону "Кольцевой".
За "Площадью Труда" начинается "новый участок", открытый в 1999 году, через 13 лет после открытия первых станций. И станции здесь - в несколько лучшем состоянии, на "Заречной" и "Электрозаводской" даже проглядывает некая архитектурная мысль.
Станция "Индустриальная". Изнутри характерна оконными проемами в виде стилизованной буквы "М".
Станция "Индустриальная" снаружи. Теремки в поддержку той же стилизации "М". Подземный переход через когда-то планировавшуюся улицу планировавшегося микрорайона. Сейчас ближайший дом - в пятистах метрах на юг.
Станция "Электрозаводская" (почти дома). Подземная мелкого заложения колонная двухпролетная.
Станция "Заречная". Конечная, наземная, однопролетная, оформлена характерными шестигранниками. За станцией начинается глубокий овраг, в котором расположено разворотное кольцо.
На сегодня все. Спасибо всем, дочитавшим до конца.