Мало кто из транспортных любителей или путешественников бывал в городе Нарыне, и совсем мало кто там бывал дважды, но я смог это сделать!
Когда я в
прошлый раз оказался в этом замечательном городе, то настолько был впечатлён, что подумал, что ну вряд ли я когда-то ещё в такой дыре побываю. Но вот, таки случилось, спустя 16 лет! Впрочем, конечно, ничего особенного нет в том, чтобы сюда попасть: автобусы и маршрутки из Бишкека ходят несколько раз в день, автостоп тоже работает.
Тогда в 2007 я и не собирался ни в какой Нарын. Я и не знал про существование троллейбуса в нём. У меня в планах было погулять денёк в районе Иссык-Куля и вернуться в Бишкек. Но от подвозившего меня нарынца я совершенно случайно (задав мимоходом вопрос - что там у вас Нарыне есть?) узнал про это явление.
Поняв, что такое пропустить нельзя, я перекроил маршрут и нашёл возможность туда мотануться.
Тогда в нарынском троллейбусе шокировало вообще всё: и то, что он в принципе существует, и ещё в таком красивом месте, и что всего 2 машины на линии, и то, в каком они жутком состоянии, но ездят..
Но время идёт, и всё меняется. Нарынский троллейбус так и продолжал питаться подачками из столицы, всегда сюда сбагривали только б/у, причём уже хорошо так попользованное.
Нарынские мастера - реально гении, что заставляют эти троллейбусы выходить ежедневно на линию. Сейчас в депо 4 действующих машины, из которых выходит на линию 2 или 3. В мой приезд работало только две.
Сейчас, конечно, я не был шокирован и хорошо знал куда еду. Тем не менее, с моего предыдущего визита тут произошли изменения: линию продлили ещё примерно на полтора километра. Если раньше конечной было само депо, то теперь троллейбусы ходят до остановки «Раймилиция».
Маршрут стал длиннее, а выпуск обычно такой же, теперь ждать троллейбуса стало несколько дольше.
Тем не менее, на пассажиропоток жаловаться не приходится - техника вполне нормально заполняется. А работающие сегодня в Нарыне машины пусть и старые ЗиУ, но выглядящие вполне прилично и ухоженно, да и гоняют они достаточно быстро.
За техникой явно хорошо следят - в тот раз машины выглядели совсем грустно. Теперь же - как в обычном таком средненьком городе.
Теперь линия имеет длину 6,5 км. Работает троллейбус с 7 утра до 4-5 вечера с перерывом на обед в районе 12-13. Да, тут всего 2-3 водителя, и некому их сменить днём, а кушать надо всем.
Штат депо совсем немногочисленный: кроме самих водителей, пары механиков и директора вроде то и нет никого. По крайней мере, когда я зашёл в само депо, но вообще никого там не встретил.
Кстати, с утра можно наблюдать забавную картину, как 2 троллейбуса одновременно выезжает из депо, они разъезжаются к разным конечным, причём один выезжает по встречным проводам налево, где переставляет штанги на нужную линию (эта фишка вызывает восторг у транспортных любителей).
До 2008 года на системе вообще не было стрелок (как сейчас в Ургенче), а когда линию продлили, то врезали 2 стрелки, но только на той стороне улицы, где само депо.
Стоимость проезда не изменилась за 16 лет: всё те же 5 сом. Водители, наверное, уже другие, тут я не скажу.
Утром троллейбусы забиваются в мясо школьниками, едущими на занятия. В выходные и летом система не работает - считается, что основной пассажиропоток создают именно школьники, и троллейбус, главным образом, работает ради них.
Ну а помимо троллейбуса в Нарыне работают и обычные маршрутки.
Но вот такая уникальная система работает в горах Киргизии. Напомню, что запустили движение аж в 1994 году, когда по всему бывшему СССР всё только разваливалось и распадалось.
А как он великолепно смотрится на воне Тянь-шаньских гор… Ух!
Да и вообще, троллейбус передаёт невероятный колорит, а контактная сеть на главной улице создаёт атмосферу цивилизацию - ощущаешь, что ты не в ауле далёком находишься, а в современном городе.