Многие знают, что я люблю посещать всякие интересные транспортные достопримечательности. Одним из моих любимых видов транспорта ещё с детства остаётся троллейбус. На данный момент я посетил почти 100 троллейбусных систем (не то, чтобы целенаправленно, просто так складывалось). А рассказать хочу про самую уникальную и наиболее впечатлившую меня из всех них. Находится она в Киргизии, в городе Нарын, где мне довелось побывать в 2007 году.
Джерело:
Средняя Азия Нарын, это маленький городок в горах Тянь-Шань с населением 40 тыс. человек. Таких городов по всему бывшему СССР сотни, а то и тысячи. Но у этого города есть крайне интересная особенность. После распада СССР Нарын стал областным центром. Видимо, благодаря этому, в 1994 году здесь было открыто троллейбусное движение! Событие было действительно невероятным: в такое трудное время, когда в основном всё разваливалось и закрывалось во всех странах СНГ, киргизские власти нашли в себе силы открыть троллейбусную систему, причём в таком крошечном городке, находящемся в труднодоступном месте.
В Нарыне нет железных дорог, от цивилизации он отделён высоким перевалом около 3000 м. Тем не менее, сюда было завезено 6 троллейбусов из Бишкека, которые стали ходить по единственной улице города.
Соответственно, маршрут один (сложно было бы в городе с одной улицей придумать большее количество маршрутов.. хотя, те, кто мне первый раз рассказал про троллейбусы в Нарыне, сказал, что маршрута 2. Видимо он имел ввиду, что один маршрут туда, другой обратно :) ). Линия идёт от района за автовокзалом к западу до троллейбусного депо, которое находится почти на конце города. Длина маршрута около 4-5 км.
В депо находится и разворотный круг
На момент моего посещения были планы продлить линию к трассе на Бишкек (к мосту), о чём свидетельствовали заброшенные консоли, протянутые метров на 50 от действующей линии по дороге. Судя по отзывам побывавших там после меня, это продление всё же состоялось.
На момент моего посещения на ходу были только 2 троллейбуса. Изначально их было 6. К сожалению, троллейбусы присылались не новые, а б/у-шные из Бишкека после капремонта. От этого половина их вышла из строя, состояние остальных довольно ужасное. После моего посещения Бишкек ещё некоторое количество троллейбусов передал Нарыну. Интересно, сколько их там ездит сейчас.
Единственная улица Нарына. Что ни говори, а наличие троллейбусных проводов придаёт городу атмосферу наличия какой-никакой цивилизации.
Пассажиры:
Девушки, кстати, не говорили по-русски, стали общаться со мной по-английски.
Труженники троллейбуссного хозяйства Нарына! Водитель и электрик
Остановка у автовокзала
Базар
Главная мечеть города
Киоск на базаре
Нарынчане
Памятник
Есть музыкальная школа
Скажу лишь, что попасть в Нарын довелось мне совершенно случайно. То, что там есть такие чудеса, я не знал и ехать туда я не планировал изначально. Но когда ехал на Иссык-Куль, меня подвозил водитель, родом оттуда. Я стал спрашивать, что вообще Нарын собой представляет, что можно посмотреть. А он мне: "Ну такой небольшой городок, троллейбус ходит". Я конечно же охренел немного и сперва расстроился, что не собираюсь туда ехать. Ну в конце концов, вольное путешествие тем и хорошо, что можно всегда изменить планы и поехать туда, куда захотелось, что я и сделал.
Ну и кого более детальные подробности интересуют, могут ознакомиться с этим сайтом:
http://bishkek-trolleybus.narod.ru/index.html